Продолжаем разговор о законодательстве и практике по обращению с твердыми бытовыми отходами. И сразу же повторю то, что уже говорила: мы руководствуемся многими Федеральными законами, Жилищным кодексом РФ, законами Ярославской области. При этом важно понимать, что в законодательство постоянно вносятся поправки, поэтому за последними изменениями нам надо следить особенно. Так Федеральный закон от 29.12.2014 года N 458-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», а также аналогичный Федеральный закон от 31.12.2017 N 503-ФЗ (последняя редакция) существенно подкорректировали «мусорное законодательство». И дал бы нам Господь во всем этом разобраться без вытаскивания на свет устаревших положений, требований и домыслов. Тема слишком болезненная и чувствительная, поэтому я благодарна всем, кто пишет по существу, а не ради красного словца.
По порядку. Всех изменений касаться не будем, но затронутых читателями газеты вопросов придется коснуться.
В статье 24.7 закона № 89 описываются правила заключения договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО), в частности: 1) договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора; 2) региональный оператор не вправе отказать собственнику в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО; 3) собственники ТКО ОБЯЗАНЫ ЗАКЛЮЧИТЬ договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором; 4) договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утверждённым правительством. То есть, изменениями в эту статью слово «заключают» заменено словами «ОБЯЗАНЫ ЗАКЛЮЧИТЬ».
Аналогичные требования содержатся теперь и в Жилищном кодексе. Статья 30 ЖК предписывает собственнику ОБЯЗАННОСТЬ обеспечивать обращение с ТКО ПУТЁМ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА с региональным оператором.
Таким образом, говорить о навязывании договора региональным оператором смысла нет, регоператор действует в соответствии с законом. А законы, как мы видим, меняются. Но смею предположить, что оплату за ТКО изменения уже никогда не отменят. И было бы абсурдом, если бы каждый гражданин диктовал бизнесу тарифы. Меняться тарифы могут под воздействием каких-то обстоятельств: конкуренции, раздельного сбора. Но, как заметила Галина Крюкова, конкуренции в этом бизнесе пока нет. Точнее, мы ее пока не видим. Однако мусор - бизнес перспективный (рентабельность составляет от 10 до 50%), и к тому же вечный, поэтому конкуренция обязательно будет. Региональные аукционы приведут на рынок новых игроков.
Но, как граждане не могут диктовать регоператору индивидуальные условия договора, точно так же и региональный оператор не может диктовать свои условия гражданам. Единый тариф на услугу регионального оператора по сбору и вывозу ТКО утверждается департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области. Он предусматривает транспортирование мусора, сортировку, захоронение на полигоне и плату за негативное воздействие на окружающую среду, которая станет дополнительным источником средств для установки сортировочных линий. Кроме того, при переходе услуги из жилищной в коммунальную появляется НДС, которого ранее, когда услуга была в содержании жилья, не было.
А пока в целях экономии нам надо ориентироваться на раздельный сбор отходов, который в России уже назвали новой для нас культурой. Требования раздельного сбора отходов содержатся в Законе РФ № 503-ФЗ. И недалек тот день, когда для граждан, ведущих раздельный сбор отходов, будут введены пониженные тарифы. Это будет!
Мы только начали реформу. С апреля начнется массовое обустройство площадок для накопления мусора, в том числе и для раздельного.
Разберемся с экологическим сбором, якобы, уже содержащим в себе нашу оплату за сбор и утилизацию ТКО. Это не так. Изменениями в закон 89 «Об отходах производства и потребления», в частности, конкретизируется обязанность производителей и импортеров товаров обеспечивать выполнение нормативов утилизации. В случае неисполнения нормативов утилизации выпущенных товаров и упаковки, производители должны уплатить экологический сбор, который должен расходоваться НА СОЗДАНИЕ МОЩНОСТЕЙ ПО УТИЛИЗАЦИИ. То есть никакой двойной оплаты гражданина из этого положения не вытекает.
Серьезный вопрос поднял, обратившись в администрацию района, горожанин Леонид Васильевич Панов. Речь идет о содержании контейнерных площадок в сквере на Конной площади. Площадка, которая находится ближе к улице Петербургской, действительно находится в плачевном состоянии. Гофролисты, которыми было выполнено ее ограждение, либо под снегом, либо их просто утащили воришки, потому что сделано ограждение было на живую нитку. Да и вторая контейнерная площадка в плохом состоянии.
- Когда наше местное самоуправление будет на совесть выполнять свои обязанности? – задает Леонид Васильевич нериторический вопрос. Как пояснил мне консультант по вопросам ЖКХ администрации городского поселения Данилов Евгений Чернов, о проблеме контейнерных площадок на Конной площади в администрации знают, но в условиях зимы, да еще с обильным снегопадом, ремонт не сделаешь. Но как только снег сойдет, площадки будут приведены в порядок. Спорить трудно, сейчас действительно затевать ремонт неэффективно. Но, мне думается, что в реестре контейнерных площадок, за которые отвечает администрация города, эти две – особенные, они стоят на территории парка отдыха, рядом с детской площадкой. Поэтому мы с Леонидом Васильевичем надеемся, что ремонт будет сделан основательный, если и гофролистами, то уж с использованием металлоконструкций, или кирпичные. И конечно с фундаментной площадкой. Уж коль сделан приличный парк, надо довести дело до конца. А сейчас – следить, чтобы препятствий в пользовании площадкой не было.
Кстати, повторюсь, что органы местного самоуправления в соответствии со статьей 8 Закона 89-ФЗ наделяются полномочиями по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, схем их размещения и ведения их реестра, организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Требования к местам накопления отходов выведены в отдельную статью 13.4. Полномочия же федеральных, региональных и местных властей в области обращения с отходами пересматриваются и будут пересматриваться в соответствии с первой практикой реформы. Об этом мы еще будем говорить, как и о тех контейнерных площадках, которые принадлежат МКД и обслуживаются управляющей компанией. Это надо знать всем, чтобы в случае какого коллапса обращаться точно по адресу.
Что же касается невывоза ТКО в январские каникулы, будем выяснять характер нарушения. Можно ли это квалифицировать как неоказанную услугу (а мусор после каникул был вывезен), или речь идет о нарушении сроков вывоза. То и то является нарушением, но касается оплаты, поэтому разбираться придется. Думаю, со временем мы добъемся четкой работы и регионального оператора. Пока его подрядчик – ООО «Макраб» - успевает не всегда, так как обслуживать ему нынче приходится гораздо большее число контейнерных площадок и контейнеров, установленных и оборудованных в 2018 году.
Можно обсуждать действующие тарифы, в том числе действующие в частном секторе, на территории сельских поселений, сбор и транспортировка отходов с которых не выгодна для операторов из-за отсутствия там необходимой инфраструктуры. Обсуждать, слушая оппонентов и продолжая соблюдать действующие законы. Законодательство меняют опыт и его обсуждение, но не противостояние.
Татьяна БЕЛОВА.
Глава Даниловского муниципального района
Е.Б. Иовлева принимает звонки от граждан каждый вторник с 9.00 до 12.00.
Время работы - ПН-ПТ 8:00-17:00
Тел: (48538)5-11-45
Факс: (48538)5-10-68
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.