Ярославская транспортная прокуратура провела проверку исполнения законодательства о противодействии коррупции.
Установлено, что на работу в вагонный участок структурное подразделение Северо-Западного филиала АО «Федеральная пассажирская компания» принят бывший государственный служащий управления Росреестра по Ярославской области.
Вопреки требованиям законодательства о противодействии коррупции, сведения о заключении трудового договора не были направлены по прежнему месту службы в 10-дневный срок.
В результате вмешательства прокурора виновный привлечен к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного служащего). Назначен штраф в размере 20 тысяч рублей.
Cеверо-Западная транспортная прокуратура контролирует ситуацию, связанную с задержкой рейса авиакомпании «Азимут» по маршруту Ярославль - Самара 23 января 2025 года из-за технической неисправности воздушного судна.
В аэропорту Ярославль (Туношна) организована мобильная приемная Северо-Западной транспортной прокуратуры.
Авиакомпания предоставила пассажирам напитки и горячее питание.
Ярославская транспортная прокуратура контролирует соблюдение их прав и предоставление комплекса услуг, предусмотренных авиационными правилами.
С пассажирами работают заместитель Ярославского транспортного прокурора Максим Юрчук и помощник прокурора Юрий Казаков.
В 2:18 самолет с 77 пассажирами вылетел в пункт назначения.
1. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Принят закон, направленный на усиление уголовно-правовых мер по обеспечению биологической безопасности
Федеральным законом от 29.10.2024 № 361-ФЗ «О внесении изменений в статьи 226.1 и 248 Уголовного кодекса Российской Федерации», вступившим в силу 09.11.2024, устанавливается уголовная ответственность за контрабанду, то есть незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза либо государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза, патогенных биологических агентов, то есть бактерий, вирусов, токсинов, ядов и других микроорганизмов, представляющих опасность для здоровья человека.
Максимальное наказание за указанное деяние составляет 7 лет лишения свободы со штрафом в размере до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового.
В статью 248 Уголовного кодекса Российской Федерации (нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами) внесены изменения, уточняющие предмет преступления, устанавливающие повышенную ответственность за нарушение правил безопасности при обращении с патогенными биологическими агентами, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц.
2. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Усилена административная ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости
Федеральным законом от 09.11.2024 № 382-ФЗ внесены изменения в ч. 1 ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. С 20.11.2024 работодатель несет административную ответственность за неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов, за исключением случаев освобождения работодателя от выполнения установленной квоты, а также за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты.
Ранее ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ предусматривалась ответственность за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты.
Также ужесточено наказание за совершение указанного правонарушения. Так, если ранее должностному лицу мог быть назначен административный штраф в размере от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей, то с 20.11.2024 размер административного штрафа на должностных лиц варьируется от 20 тыс. рублей до 30 тыс. рублей, индивидуальный предприниматель может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей, юридическое лицо – от 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей.
Изменения вступили в силу 20.11.2024.
3. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: О плате за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа
С 01.09.2025 вступает в силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.10.2024 № 386 «Об утверждении Порядка взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, рассчитанной на основе тарифов и сборов».
Отменяется действующий приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2008 № 155, регулирующий этот вопрос.
В новом приказе сохранены все действующие права пассажиров при взимании платы за перевозку. Вводится ряд принципиально важных изменений.
В частности, закреплено право пассажиров, опоздавших на рейс, воспользоваться обратным билетом. Размер платы, взимаемой с пассажира за аннулирование перевозки или изменение условий перевозки, ограничивается фактическими расходами перевозчика.
Приказом устанавливаются следующие порядки расчета:
- стоимости перевозки пассажиров и багажа по маршруту перевозки;
- денежной суммы, подлежащей возврату в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от всей перевозки или от части перевозки;
- денежной суммы, подлежащей возврату в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира, за исключением случая вынужденного отказа пассажира от перевозки;
- денежной суммы, подлежащей возврату в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика;
- неустойки, взимаемой в случаях, установленных статьями 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, и случаи, при которых неустойка не взимается;
- денежной суммы, подлежащей возврату при вынужденном изменении договора воздушной перевозки пассажира;
- денежной суммы, подлежащей возврату при изменении договора воздушной перевозки пассажира, за исключением вынужденного изменения условий договора воздушной перевозки пассажира.
4. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Правительство утвердило параметры проведения эксперимента по онлайн-продаже билетов на субсидированные авиаперевозки
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2024 № 1776 «О проведении эксперимента по автоматизации процесса управления льготными и субсидированными пассажирскими перевозками на воздушном транспорте» с 01.01.2025 вводится в действие эксперимент, который упростит покупку субсидированных авиабилетов для некоторых категорий граждан.
Участниками эксперимента станут льготники – молодые люди в возрасте до 23 лет, пенсионеры, инвалиды и многодетные семьи, которые сейчас вынуждены обращаться в кассы, чтобы приобрести авиабилет по специальному тарифу. Также речь идет о жителях регионов Дальневосточного федерального округа и Калининградской области.
В рамках эксперимента будут апробированы механизмы и технологии электронного подтверждения прав пассажира на билет по специальному тарифу. Для этого планируется обеспечить взаимодействие информационной системы «Портал субсидируемых перевозок» и автоматизированной информационной системы управления льготными и субсидированными перевозками с цифровыми платформами органов власти и Фонда пенсионного и социального страхования. В результате планируется создать специальный цифровой сервис, обеспечивающий проверку права пассажиров на льготные билеты в режиме реального времени.
Успешное проведение эксперимента позволит упростить процедуру покупки билетов для льготников, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья, и снизит время на проверку отчетности авиаперевозчиков, которая необходима для выделения им субсидий.
5. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: С 1 марта 2025 года вводится запрет на продажу несовершеннолетним потенциально опасных газосодержащих товаров бытового назначения
Федеральным законом от 30.11.2024 № 438-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Законом введен запрет на продажу несовершеннолетним потенциально опасных газосодержащих товаров бытового назначения, к которым законодатель относит товары для личных и бытовых нужд, содержащие сжиженные углеводородные газы, представляющие опасность для жизни и (или) здоровья при использовании путем вдыхания указанных газов и (или) их паров.
При возникновении сомнений в возрасте покупателя продавец обязан потребовать документ, удостоверяющий личность, а при дистанционной торговле надо удостовериться в совершеннолетии покупателя иным способом. При отсутствии подтверждения продавец обязан отказать покупателю в продаже.
На органы власти будет возложена обязанность по защите ребенка от информации, пропагандирующей либо демонстрирующей потребление путем вдыхания сжиженных углеводородных газов, содержащихся в потенциально опасных газосодержащих товарах бытового назначения, и (или) их паров. Информация, способная вызвать у детей желание употребить сжиженные углеводородные газы и (или) их пары, признается запрещенной к распространению среди детей. Профилактика и запрет потребления отнесены к числу мероприятий по охране здоровья обучающихся.
Закон вступит в силу с 1 марта 2025 года.
6. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Конституционный Суд Российской Федерации обязал законодателя устранить неопределенность в вопросе территориальной подсудности для обжалования постановлений об административных правонарушениях, не вступивших в законную силу
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2024 № 51-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 части 1 статьи 30.1 и иных положений о подсудности Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Подольского городского суда Московской области» (далее – постановление) не соответствующим Конституции РФ и ее статьям признан пункт 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ в той мере, в какой он в системе действующего правового регулирования не позволяет однозначно разрешить вопрос об определении территориальной подсудности рассмотрения жалобы на вынесенное должностным лицом и не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении.
Впредь до внесения в законодательство изменений, вытекающих из постановления, при применении пункта 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ жалоба на не вступившее в законную силу постановление должностного лица по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению судом по месту нахождения органа (должностного лица), вынесшего указанное постановление, за исключением жалобы на не вступившее в законную силу постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, вынесенное в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ (назначение административного наказания без составления протокола), которая подлежит рассмотрению судом по месту совершения административного правонарушения.
В то же время КоАП РФ признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования он предполагает, что направление судом общей юрисдикции поступившей жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении на рассмотрение в другой суд того же уровня в соответствии с правилами территориальной подсудности является обязательным для последнего, требуя от него совершения действий и принятия решений, предусмотренных законом для рассмотрения жалобы, даже если он придет к выводу о неподсудности ему этой жалобы.
Постановление вступило в силу 13.11.2024.
7. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Минтранс уточнил порядок размещения пассажиров с детьми в самолете
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.12.2024 № 462 внесены изменения в Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 № 82.
Скорректированы правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.
В частности, перевозчик обязан предоставить ребенку в возрасте до 12 лет и сопровождающему его пассажиру соседние места на борту самолета в одном ряду, не разделенные проходом, в соответствии с классом обслуживания без доплаты.
Перевозка одного ребенка в возрасте до 2 лет с одним сопровождающим без предоставления ребенку отдельного места осуществляется бесплатно при внутренних рейсах и со скидкой не менее 90 % от тарифа при международных.
Другие следующие с одним сопровождающим дети в возрасте до 2 лет перевозятся с предоставлением им отдельных мест. Также авиакомпании должны предоставлять скидку в 50 % на внутренних рейсах для детей до 12 лет, являющихся гражданами Российской Федерации. Исключением будут субсидированные государством льготные тарифы, тарифы первого класса и бизнес-класса.
Перевозчик сам определяет размер скидки, в том числе при покупке отдельного места ребенку в возрасте до 2 лет и детям от 2 до 12 лет на международных рейсах, а также при перевозке детей до 2 лет без гражданства Российской Федерации на внутренних рейсах с предоставлением им отдельного места.
8. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: С 1 марта 2025 года расширяется перечень объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.10.2024№356 внесены изменения приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28.08.2020 № 331 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, неподлежащих категорированию по видам транспорта».
Так, вносятся изменения в раздел 1 «Морской транспорт» и раздел 2 «Речной транспорт» Приложения к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 28.08.2020 № 331.
В перечень объектов, не подлежащих категорированию с 1 марта 2025 года, будут относиться здания, помещения и сооружения, в том числе плавучие, гидротехнические, а также в составе стоечных судов, предназначенные для обслуживания пассажиров и судов морского транспорта, осуществляющих перевозки пассажиров в пределах одного субъекта Российской Федерации, внутреннего водного транспорта, осуществляющих пассажирские перевозки по местным, пригородным и внутригородским маршрутам.
9. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Министерством внутренних дел России утвержден порядок выдачи заключения о возможности допуска или заключения о невозможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности
Приказом МВД России от 10.06.2024 № 323 утвержден порядок выдачи органами внутренних дел Российской Федерации заключения о возможности допуска или заключения о невозможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.
Выдача заключения осуществляется линейными управлениями МВД России на транспорте в отношении персонала специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности, а также аттестуемых лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности на объектах железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, находящихся в обслуживании органов внутренних дел на транспорте, или выполняющих такую работу.
Основанием для принятия комиссией решения о подготовке проекта заключения является наличие информации о причастности аттестуемого лица к организованной преступной группе, о намерении аттестуемого лица использовать в противоправных целях возложенные на него полномочия при осуществлении работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, о намерении аттестуемого лица получить доступ к оружию. Выдаче заключения предшествует протокол заседания соответствующей комиссии.
Выдача заключения о возможности либо невозможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, осуществляется в срок не более 30 дней со дня регистрации запроса заявителя в территориальном органе МВД России.
Приказ действует с 03.08.2024. Дата окончания действия документа 01.09.2029.
10. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: С 01.09.2025 перевозка разными видами транспорта будет оформляться по единому транспортному документу
С 1 сентября 2025 года вступает в силу Федеральный закон от 08.08.2024 № 288-ФЗ «О прямых смешанных перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который устанавливает правовые основы организации и осуществления перевозок грузов, пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа разными видами транспорта по единому транспортному документу.
Законом определяются перевозки грузов, пассажиров, ручной клади, багажа, реализуемые несколькими видами транспорта в пределах Российской Федерации по единому транспортному документу, оформленному на весь маршрут следования. Участниками перевозочного процесса при этом могут быть перевозчики, экспедиторы, владельцы инфраструктур железнодорожного, автомобильного, морского, речного транспорта, операторы портов и железнодорожных станций.
В настоящее время для осуществление таких перевозок требуется оформление билета или накладной на груз на каждом сегменте в соответствии с правилами по каждому виду транспорта.
Данным законом предусмотрено подписание соглашения об организации перевозки между всеми участниками перевозки, в котором указываются все типы транспортных средств, маршрут перевозки, порядок передачи груза и сроки доставки.
Подтверждает заключение договора единый транспортный документ, который подписан в бумажном или электронном виде. Перевозчик обязан информировать всех участников перевозки об условиях соглашения, в том числе посредством публикации в интернете. Грузоотправитель обязан в сроки передать перевозчику всю необходимую информацию для организации перевозки.
1. О назначении Ярославского транспортного прокурора
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации на должность Ярославского транспортного прокурора назначена советник юстиции Анна Александровна Смалькова.
По поручению Северо-Западного транспортного прокурора Владимира Владимирова его заместитель Никита Мошковский представил коллективу Ярославской транспортной прокуратуры нового руководителя.
Анна Смалькова начала службу в прокуратуре Псковской области в 2006 году с должности специалиста 1 категории. В 2007 году перешла в структуру Северо-Западной транспортной прокуратуры, где работала заместителем Великолукского, затем Санкт-Петербургского транспортных прокуроров, прокурором отдела по надзору за процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел и таможни. Последние 11 лет - заместителем Ленинград-Финляндского транспортного прокурора.
Никита Мошковский поздравил Анну Смалькову с назначением, пожелал ей успехов, эффективной надзорной деятельности и личного участия в проблемах каждого обратившегося за помощью.
После этого состоялось оперативное совещание. Внимание работников обращено на необходимость усиления надзора в сфере безопасности движения воздушного транспорта, соблюдения прав пассажиров, инвалидов, трудовых и иных социальных прав работников поднадзорных предприятий.
Разъяснения законодательства
1. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: О профессиональных стандартах в сфере железнодорожного транспорта
С 01.03.2025 в соответствии с приказами Минтруда России от 09.10.2024 № 542н, 544н применяются новые стандарты «Специалист по организации работы железнодорожной станции и обеспечению безопасности движения», «Специалист пассажирского (туристского) поезда».
В документах определяются трудовые действия, необходимые умения и знания, требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, а также особые условия допуска к работе.
Срок действия документов ограничен 1 марта 2031 г.
2. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: О праве фотографировать материалы таможенных проверок
С 14 ноября 2024 года вступили в силу изменения законодательства о таможенном регулировании в Российской Федерации, которые позволяют проверяемому лицу знакомиться с материалами таможенных проверок путем визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий с использованием технических средств проверяемого лица, предназначенных для копирования или фотографирования.
Таможенный орган обязан обеспечить возможность такого ознакомления не позднее 5 рабочих дней со дня подачи заявления, составленного в произвольной форме.
При ознакомлении представителя проверяемого лица с материалами проверки потребуется нотариально заверенная доверенность (её копия),
в которой должно быть непосредственно закреплено соответствующее право.
При этом документы, содержащие не подлежащие разглашению сведения, составляющие государственную тайну, коммерческую, налоговую, банковскую тайну третьих лиц и иную охраняемую законом тайну (секреты), а также персональные данные физических лиц, предоставляются для ознакомления по ходатайству проверяемого лица в виде выписки только в случае, если в таких документах содержатся сведения, подтверждающие факты нарушений проверяемым лицом законодательства, выявленные в ходе проверки.
В случае несогласия с решениями, действиями (бездействием) таможенных органов и их должностных лиц участники внешнеэкономической деятельности вправе обратиться в Ярославскую транспортную прокуратуру.
3. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Об увеличении объема тарифной квоты на вывоз отходов и лома черных металлов
С 28.11.2024 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2024 № 1633 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2024 г. № 893».
Документ устанавливает распределение дополнительного объема тарифной квоты между участниками внешнеторговой деятельности Минпромторга России.
Устанавливается перечень документов и сведений, которые необходимо предоставить в течении 10 рабочих дней со дня вступления в силу документа. К таковым документам относятся: а) заявка на получение дополнительного объема тарифной квоты с указанием количества отходов и лома черных металлов (килограммов), предполагаемого к вывозу с таможенной территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, в период, установленный пунктом 1(1) постановления Правительства Российской Федерации, а также срока соответствующей поставки (далее - заявка на получение дополнительного объема тарифной квоты);
б) заверенные руководителем организации - участника внешнеторговой деятельности копии подписанных внешнеторгового договора (контракта), приложений, и (или) спецификаций, и (или) приемо-сдаточных актов, и (или) дополнений к указанному договору, обосновывающих количество отходов и лома черных металлов (килограммов), указанное в заявке на получение дополнительного объема тарифной квоты;
в) заверенные руководителем организации - участника внешнеторговой деятельности копии подписанных договора (контракта), приложений и (или) спецификаций к указанному договору и (или) приемо-сдаточных актов, подтверждающих отгрузку отходов и лома черных металлов системообразующим организациям российской экономики в соответствии с критериями или дополнительными основаниями, утвержденными подкомиссией по повышению устойчивости финансового сектора и отдельных отраслей экономики Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций, и (или) юридическим лицам, учрежденным в соответствии с законодательством Российской Федерации и входящим в группу лиц, в которую входит системообразующая организация, в соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона «О защите конкуренции», и (или) российским металлургическим предприятиям, основной вид экономической деятельности которых классифицируется подклассами 24.1 или 24.2 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), с 1 января по 30 июня 2024 г. (включительно) в объеме, превышающем в 3 раза количество отходов и лома черных металлов (килограммов), указанное участником внешнеторговой деятельности в заявке на получение дополнительного объема тарифной квоты;
г) сведения о постановке на учет в налоговом органе или о государственной регистрации участника внешнеторговой деятельности в качестве юридического лица.
Устанавливаются основания для отказа в выделении дополнительного объема тарифной квоты и формула его расчета.
4. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: О продлении запрета на ввоз в Российскую Федерацию товаров из недружественных стран
С 09.12.2024 вступают в силу изменения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2024 № 1653 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», касающиеся запрета на ввоз в Российскую Федерацию товаров из недружественных стран.
Документом дополнен перечень стран, из которых запрещен ввоз сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В него добавлена Новая Зеландия.
Срок действия документа – до 31 декабря 2026 г.
5. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: размещении, хранении и использовании аптечки и укладки для оказания первой помощи на гражданском воздушном судне
С 01.03.2025 вступают в силу требования, установленные приказом Минтранса России от 18.11.2024 № 408 «Об утверждении требований к размещению, хранению и использованию аптечки и укладки для оказания первой помощи с применением медицинских изделий и лекарственных препаратов на гражданском воздушном судне».
Требования касаются размещения и хранения аптечки и укладки для оказания первой помощи с применением медицинских изделий и лекарственных препаратов на гражданском воздушном судне.
Документом устанавливается комплектация аптечек и укладок в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.05.2024 № 259н.
Аптечки и укладки размещаются в пассажирской кабине воздушного судна согласно маркировке и схеме их размещения, на багажной полке или в специальных отсеках кухонь при подготовке к рейсу.
Количество аптечек рассчитывается следующим образом – одна аптечка на 100 пассажиров.
При пассажировместимости более 100 пассажиров и продолжительностью полета более 2 часов, к аптечкам добавляется 1 укладка.
Перед размещением на борту воздушного судна аптечки и укладки должны быть полностью укомплектованы и опломбированы.
Условия хранения аптечек и укладок должны обеспечивать их сохранность и отсутствие доступа посторонних лиц.
Срок действия документа – до 01 марта 2031 г.
6. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: О продлении срока действия нормативных документов в сфере гражданской авиации
В соответствии с приказом Минтранса России от 13.08.2024 № 278 действие Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам" и "Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения» продлевается до 1 марта 2025 года.
Ранее предусматривалось, что указанные документы должны утратить силу и не применяться с 1 сентября 2024 г.
Документ вступил в силу с 31 августа 2024 г.
7. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: О продлении особенностей государственной регистрации прав на гражданские воздушные суда, принадлежащие на праве собственности российским юридическим или физическим лицам, и зарегистрированные в реестрах недружественных иностранных государств
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2024 № 1101 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2022 года № 411» особенности государственной регистрации прав на гражданские воздушные суда, принадлежащие на праве собственности российским юридическим или физическим лицам, и зарегистрированные в реестрах недружественных иностранных государств, продлены до 2026 года.
Также документ дополнен положениями о том, что внесение в Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, ввезенных на территорию РФ, осуществляется на основании информационного уведомления (письма) изготовителя беспилотного воздушного судна о том, что беспилотное воздушное судно не подлежит государственной регистрации в иностранном государстве, в котором изготовлено данное беспилотное воздушное судно, а также на основании информационного уведомления (письма) собственника беспилотного воздушного судна о том, что беспилотное воздушное судно не находилось в эксплуатации до ввоза на территорию РФ.
Разъяснения законодательства
1. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Подписан закон об уголовной ответственности за незаконное использование компьютерной информации, содержащей персональные данные
Федеральный закон от 30.11.2024 № 421-ФЗ вводит в УК РФ новую статью 272.1 "Незаконные использование и (или) передача, сбор и (или) хранение компьютерной информации, содержащей персональные данные, а равно создание и (или) обеспечение функционирования информационных ресурсов, предназначенных для ее незаконных хранения и (или) распространения".
Статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до трех миллионов рублей, если деяния, предусмотренные частями первой, второй, третьей или четвертой данной статьи, повлекли тяжкие последствия либо совершены организованной группой.
Также введено наказание за совершение деяний, предусмотренных частями первой, второй или третьей данной статьи, сопряженных с трансграничной передачей компьютерной информации, содержащей персональные данные, и (или) трансграничным перемещением носителей информации, содержащих персональные данные.
Действие статьи не распространяется на случаи обработки персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд.
2. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: С 1 марта 2025 года оптимизируются требования к антитеррористической защищенности объектов, предназначенных для обслуживания пассажиров и судов морского и внутреннего водного транспорта
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2024 №1687 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта, не подлежащих категорированию, предназначенных для обслуживания пассажиров и судов морского и (или) внутреннего водного транспорта.
Документ описывает перечень объектов транспортной инфраструктуры, на которые распространяется его действие, а также обязанности субъектов транспортной инфраструктуры, исполняемые в целях обеспечения транспортной безопасности.
Помимо этого, в приложении приведена типовая форма паспорта обеспечения транспортной безопасности.
Постановление Правительства РФ от 30.11.2024 №1687 вступает в силу с 01.03.2025.
3. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Дополнен перечень объектов транспортной инфраструктуры, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности
Постановлением Правительства РФ от 27.11.2024 № 1632 к таким объектам также отнесены, в частности, морские терминалы, используемые для осуществления операций с опасными грузами, порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляется перевалка грузов повышенной опасности, судоходные гидротехнические сооружения, железнодорожные вокзалы, автовокзалы, расположенные на автомобильных дорогах мосты, эстакады и тоннели.
4. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Уточнены требования к обеспечению транспортной безопасности транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2024 № 1574 установлено, что для транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров по маршрутам регулярных перевозок и эксплуатируемых одним субъектом транспортной инфраструктуры (перевозчиком), у которых идентичны категории и классы, соответствующие техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», а также конструктивные элементы (количество осей, количество входов-выходов для пассажиров, схема компоновки транспортного средства), влияющие на применение одинаковых мер по защите этих транспортных средств от актов незаконного вмешательства, паспорт транспортного средства может разрабатываться и утверждаться на группу таких транспортных средств по одному или нескольким маршрутам регулярных перевозок, на которых используются эти транспортные средства.
В случае разработки и утверждения паспорта транспортного средства на группу транспортных средств внесение в него изменений (дополнений), переутверждение и представление в Росавтодор в связи с переходом права собственности на транспортное средство или переходом права его использования на ином законном основании, а также при изменении маршрута регулярной перевозки транспортного средства должны осуществляться в течение 3 месяцев со дня возникновения указанных обстоятельств.
Кроме того, в новой редакции изложен пункт 2 приложения к указанным требованиям «Сведения о транспортном средстве (группе транспортных средств) и об осуществляемых перевозках».
5. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Конституционный Суд запретил применять предусмотренные ГК РФ сроки исковой давности к искам прокуроров об обращении коррупционного имущества в доход государства
Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.10.2024 № 49-П взаимосвязанные статьи 195, 196, пункт 1 статьи 197, пункт 1 и абзац второй пункта 2 статьи 200, абзац второй статьи 208 ГК РФ признаны не соответствующими Конституции и ее статьям в той мере, в какой судебное толкование позволяет рассматривать установленные ими общие трехлетний и десятилетний сроки исковой давности и правила их течения в качестве распространяющихся на требования прокуроров об обращении в доход РФ имущества как приобретенного вследствие нарушения лицом, занимающим или занимавшим публично значимую должность, требований и запретов, направленных на предотвращение коррупции, что не позволяет обеспечить учет особенностей деяний, в связи с которыми возникают основания для таких требований. Это касается в том числе и имущества, в которое первоначально приобретенное посредством коррупции имущество было частично или полностью превращено или преобразовано.
В действующем законодательном регулировании какой-либо срок, ограничивающий возможность подачи прокурором искового заявления с требованиями об обращении в доход государства такого имущества, считается неустановленным.
В данном случае федеральный законодатель вправе как внести изменения в действующее правовое регулирование, так и воздержаться от каких-либо нормативных изменений, поскольку наличие срока, ограничивающего возможность предъявления исковых заявлений прокуроров, не является необходимым в российской правовой системе.
В случае установления федеральным законодателем срока (сроков) давности для требований прокурора об обращении коррупционного имущества в доход государства законодателю необходимо учитывать изложенную в Постановлении позицию Конституционного Суда, в частности: установить сроки, существенно превышающие уже имеющиеся сроки давности (три и десять лет); определить начало течения этих сроков (этого срока) со дня выявления прокурором фактов нарушения антикоррупционных требований и запретов и приобретения имущества вследствие этих нарушений; закрепить иные специальные правила течения срока давности и др. Также не должно допускаться применение такого срока (сроков) в случае противодействия ответчика выявлению прокурором обстоятельств нарушения антикоррупционных требований и запретов и формированию доказательственной базы для обращения в суд с исковым заявлением.
Отмечено, что сделанный в настоящем Постановлении вывод относится только к исковым заявлениям прокуроров, содержащим требования об обращении в доход РФ коррупционного имущества, и не может быть автоматически распространен на решение вопроса о применимости или неприменимости исковой давности к иным исковым заявлениям прокуроров, направленным на передачу имущества публично-правовым образованиям или признание их права на имущество, в том числе основанным на нарушении порядка приватизации.
6. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Лица, вовлекаемые в процесс дачи взятки, выступают в качестве субъекта незаконного воздействия, а потому могут считаться потерпевшими, при условии, что их действие не образует состава коррупционного преступления
Постановлением Конституционного Суда РФ от 01.10.2024 № 42-П часть 1 статьи 42 УПК РФ признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу во взаимосвязи с положениями статьи 290 УК РФ (получение взятки) она предполагает признание лица, которое отказалось от предложения о даче взятки, сообщило о данном предложении в правоохранительные органы и содействовало изобличению виновных, потерпевшим по уголовному делу о получении взятки.
7. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Утверждены правила лицензирования в сфере внешней торговли товарами
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2024 № 1577 утверждены Правила лицензирования в сфере внешней торговли товарами.
Правила определяют порядок выдачи генеральных, разовых и исключительных лицензий на экспорт или импорт товаров, в том числе в электронном виде. Они применяются в отношении товаров, по которым Правительством Российской Федерации принято решение о введении меры нетарифного регулирования в одностороннем порядке, за исключением товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами.
Правилами установлен порядок выдачи разовых лицензий при вывозе товаров в рамках тарифных квот, а также предусмотрена возможность выдачи (оформления) лицензии в автоматическом режиме в отношении товаров, включенных в указанный единый перечень товаров.
Правилами установлено следующее:
– лицензии выдаются на каждый товар, классифицируемый по ТН ВЭД ЕАЭС, в отношении которого введено лицензирование;
– период действия разовой или генеральной лицензии не может превышать одного года с даты начала ее действия. Срок действия разовой лицензии может быть ограничен сроком действия внешнеторгового контракта (договора) или сроком действия документа, являющегося основанием для выдачи лицензии;
– за выдачу (оформление) лицензии уплачивается госпошлина в размере, установленном ст. 333.33 НК РФ;
– выдача лицензии или отказ в ее выдаче осуществляется Минпромторгом в течение 15 рабочих дней с даты поступления необходимых документов, а через ИС «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности – в течение 10 рабочих дней.
Кроме того, Правилами определены:
– перечень документов (сведений), представляемых заявителем или его представителем для оформления лицензии;
– перечень оснований для отказа в выдаче лицензии;
– инструкция по оформлению заявления на выдачу лицензии и оформлению лицензии;
– правила приостановления, возобновления и прекращения действия лицензии.
Правила вступили в силу 19 ноября 2024 года.
8. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Конституционный Суд Российской Федерации признал право работника на присуждение судебной неустойки
Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.11.2024 № 52-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, части третьей статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 419 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.С. Шапки» признал часть третью статьи 206 ГПК Российской Федерации не противоречащей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она не исключает возможности присуждения по требованию работника судебной неустойки, подлежащей взысканию с работодателя на случай неисполнения судебного акта, обязывающего его совершить определенные действия.
Судебная неустойка – это сумма, которую ответчик (должник) должен уплатить в случае неисполнения решения суда. Истец может потребовать взыскания судебной неустойки, чтобы мотивировать должника оперативно исполнить решение суда и защитить свои интересы на случай его неисполнения.
В рассматриваемой ситуации суд по иску работника обязал организацию оформить с работником договор, издать приказы о приеме и увольнении, внести данные в трудовую книжку.
Через несколько месяцев специалист обратился
за неустойкой, поскольку требования в срок ответчиком исполнены не были, но суд ему отказал, сославшись на то, что судебная неустойка в пользу работника
не предусмотрена законодательством.
Конституционный суд РФ указал, что судебная неустойка предусмотрена не только ГК РФ, но и ГПК РФ, а также АПК РФ, которые определяют требования, не зависящие от отраслевой принадлежности спора. Неустойку можно присуждать в любых случаях неисполнения работодателем судебного акта, по которому он обязан совершить действия, не связанные с передачей имущества или денег.
Постановление вступило в силу 15.11.2024.
9. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Утверждены типовые условия контрактов на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2024 № 1550 утверждены Типовые условия контрактов на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации.
Согласно положениям постановления у исполнителя контракта должен быть сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Также он обязан при необходимости предоставлять резервное воздушное судно и сменный экипаж. При этом заказчик должен информировать экипаж о возможных рисках и угрозах здоровью при выполнении работ, обеспечить его необходимыми средствами индивидуальной защиты.
Данные условия применяются при осуществлении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в Единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после 01.01.2025, в случае заключения контрактов с единственным контрагентом после указанной даты.
Постановление вступает в силу с 01.01.2025.
10. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: В Трудовой кодекс Российской федерации внесены изменения, связанные с установлением гарантий для работников, выполняющих работу по наставничеству в сфере труда
Федеральным законом от 09.11.2024 № 381-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации.
Трудовой кодекс дополнен новой статьей 351.8, согласно положениям которой под наставничеством в сфере труда понимается выполнение работником на основании его письменного согласия по поручению работодателя работы по оказанию другому работнику помощи в овладении навыками работы на производстве и (или) рабочем месте по полученной (получаемой) другим работником профессии (специальности).
Предусматривается, что наставничество является оплачиваемым. Содержание, сроки и форма выполнения работы по наставничеству должны быть указаны в трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору с работником, которому поручено наставничество.
Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года.
Время работы - ПН-ПТ 8:00-17:00
Тел: (48538)5-11-45
Факс: (48538)5-10-68
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.