Возможно, слышали, но не поняли, как участвовать в этом процессе, стоит ли это делать, и чего ждать в итоге. А участвовать можно. Ключевое слово в этом словосочетании – «инициативное», то есть бюджетирование, предполагающее инициативу граждан, их участие в процессе расходования денег на нужды того или иного сообщества. При этом бюджетные средства расходуются более экономно, так как выделяются именно на то, что нужно людям, и не тратятся на то, в чем заведомо нет потребности.
Сегодня мы – слепые потребители бюджетных средств. Нас мало интересует, почему, например, в небольшой деревне идет замена электрических фонарей, а колодца с хорошей водой нет. Реакция слепого потребителя всегда примерно одна и та же: «Я плачу налоги, и не хочу слышать о том, что в бюджете нет денег». Да, налоги платим, но редко интересуемся, сколько их скопилось в бюджете той или иной территории, хватит ли для того, чтобы и фонари поменять, и колодец построить, и дорогу отремонтировать? А если не хватит, то что будем делать в первую очередь, что – во вторую?
Инициативное бюджетирование предполагает иное отношение к финансам. Оно предлагает жителям самим решать, на что потратить определенные части бюджета. Такой подход требует от граждан, во-первых, активности, во-вторых, определенных знаний, как устроен бюджетный процесс, и в-третьих, готовности вкладывать в то, или иное мероприятие собственные средства. Софинансирование - то есть когда на реализацию того, или иного проекта идут не только бюджетные средства, но и средства граждан - одно из ключевых условия инициативного бюджетирования. Вспомните период, когда капитальный ремонт многоквартирных домов шел по Федеральному закону № 185 «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», то есть за счет государства, но с участием граждан, софинансирование составляло вначале 5 процентов, потом сумма возросла. Но это была лучшая пора в капитальном ремонте МКД. Примерно, такую же схему предполагает и инициативное бюджетирование. Преимущества его налицо. Ведь жителям лучше знать, что нужно для того или иного населенного пункта: дорога, или водопровод, колодец, или наведение порядка с безнадзорностью собак. Участвуя в программе инициативного бюджетирования, граждане начинают чувствовать связь между оплатой налогов и тем, что на эти налоги сделано. Связь эта в большой степени ослаблена, а без нее, как считают большие экономисты, затраченные деньги не приводят к желаемому результату
Примеров успешного продвижения инициативного бюджетирования не очень много. Так, в Тверской области программа работает успешно. В октябре – ноябре проводятся собрания в населенных пунктах, где решается вопрос о том, какой проект общественной инфраструктуры жители считают приоритетным, и договариваются о софинансировании. Затем подаются заявки, которые рассматриваются на конкурсной основе. Конкурсы проходят в марте, их условия прозрачны. В апреле проходят торги и заключаются контракты. Сразу после этого начинается реализация проекта, которая обычно завершается к августу торжественным открытием объекта. Среди проектов на первом плане оказываются водоснабжение, но есть и такие как строительство или ремонт сельских домов культуры, дорог, детских площадок. И если в первый год реализации программы инициативного бюджетирования по области сумели запустить лишь 53 проекта, то сейчас уже – 170 и более. И программа пользуется доверием населения. Если вначале софинансирование составляло 5 процентов, то сейчас население поднимает планку до 15 процентов.
В Череповце в рамках программы «Народный бюджет» власти пытаются внедрить систему территориального самоуправления, которая действует наряду с местным самоуправлением. Идея состоит в том, чтобы гражданская инициатива выдвигалась от лица небольших территориальных подразделений при максимальной вовлеченности населения.
Наши пожилые граждане хорошо помнят те времена, когда на селе действовала такая форма софинансирования, как «самообложение». Это когда граждане сами вводят для себя своего рода дополнительный «налог». Самообложение – всецело гражданская инициатива, в то время как софинансирование – это сотрудничество муниципалитета и граждан в финансировании того, или иного проекта.
Придет ли в наш район инициативное бюджетирование, во многом зависит от активности населения и его неравнодушия к проблемам своих территорий. Местное самоуправление готово к тому, чтобы пробовать, но инициатива должна исходить от самих граждан.
Глава Даниловского муниципального района
Е.Б. Иовлева принимает звонки от граждан каждый вторник с 9.00 до 12.00.
Время работы - ПН-ПТ 8:00-17:00
Тел: (48538)5-11-45
Факс: (48538)5-10-68
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.