живопись, графика
1 октября в Даниловской художественной галерее открылась выставка ярославского художника Николая Кошкина «Бульварный роман»
Почему «бульварный роман»? Персональная выставка к полувековому юбилею – такой жанр, в котором принято подводить итоги жизни в искусстве. Нужно учесть, что Николай Кошкин – это художник, который не «пишет», а «красит», да и вообще на вещи смотрит с юмором, в том числе – на собственное творчество. Поэтому на выставке эта самая творческая биография представлена в непритязательной, но занимательной форме бульварного чтива. Экспозиция, демонстрирующая более 50 работ, только что завершила свою работу в Выставочном зале Ярославского Союза художников. Вариант выставки в Даниловской художественной галерее обогатился эксклюзивной работой – акварельным «портретом» одного даниловского Дома, в котором провела лучшие моменты детства куратор экспозиции Екатерина Змеева.
Благополучно существуя в разных амплуа от живописца и графика до дизайнера, Николай Кошкин органичен в каждом из них. Сделать ли иллюстрации к детской книге, изобрести ли логотип для серьезной фирмы, сочинить ли музейную экспозицию или стильный плакат – все у него получается профессионально и искренне. У графика и живописца Кошкина любопытный до жизни и любующийся ею взгляд. С ироническим прищуром. Художник видит в хаосе повседневности поэзию, подчас тяготеющую к частушке. Вот, скажем, «Коммуналка» (1992), живописующая светодвижение в кухонном интерьере. Солнечный луч выявляет и усиливает подробности знакомого до боли каждому быта в его ежедневной радости. А в тени притаился напоминающий Бегемота котище, отсвечивает зеленым глазом. К слову, обаятельные коты – это спутники-талисманы творчества Кошкина. Они пушистятся нежными растеками акварели по мокрой бумаге. Кошкин вообще увлечен техникой «a la prima» – «в один присест». Это такой эстетический ритуал: намочил лист бумаги и успей, пока тот не высох, извлечь максимум из всех этих перетеканий цвета. Любопытство к поведению материала сподвигает художника на постоянные эксперименты, подчас противоположные друг другу. Многослойная техника акварели – сложный многодельный процесс превращения листа в шероховатую фрескоподобную фактуру. И акварель выглядит так, как будто это и не акварель вовсе.
«Бульварный роман» можно понимать и как роман с ярославскими бульварами. В этом году он вылился у Кошкина в отдельную серию. Дело в том, что в Ярославле остались такие куски городского пространства, где глаз замирает от встречи с пронзительной провинциальностью. Именно они стали героями «бульварной серии». Эти работы не назовешь зарисовками с натуры. Пространство в них одомашнено, словно художник распоряжается там как в собственной мастерской. Он смотрит на все сверху, как будто взобравшись на очень высокую стремянку. Линия горизонта разворачивается и заворачивается, выявляя волнующий Николая непарадный ландшафт. Пейзаж населяется персонажами: прохожими старушками, беспокойными птичьими стаями, фланирующими котами и псами (как без них?)
«Бульварный роман» – это еще и роман художника с городом. Ярославль – одна из главных тем его творчества. Излюбленный мотив – церковь Ильи Пророка. Открыточный бренд ярославской архитектуры XVII века стал для Кошкина тем, чем для Моне стал в свое время Руанский собор. Николай «красит» храм в разных манерах и настроениях. Ярославская тема отчетлива и в работах в сфере дизайна. Кошкин известен как автор знака 1000-летия города и герба области.
Особенно получаются веселые персонажи. Без фирменной кошкинской усмешки в усы невозможны ни Ярослав Мудрый, выпивающий на брудершафт с медведем на плакате к Дню города, ни Потаповна и Никитишна – талисманы проекта «Предметный разговор» в Ярославском музее-заповеднике, ни многие другие герои.
Что такое бульвар? Этакая передышка, небольшое пространство свободы в шуме-гаме-суете города. Идущая по краю полоска зеленых насаждений создает эффект отгороженности от урбанизма. Пространство склоняет к времяпрепровождению необременительному и даже праздному. Коля Кошкин, сколько я его знаю, даже в Москве предпочитает передвигаться пешком. Особенно по Бульварному кольцу, где он чувствует себя комфортно. Да и сам Кошкин – это такая передышка от официоза-зажатости-пошлости обыденной жизни. И как художник, и как человек. По выражению Булгакова, «лицо именно неофициальное, а пожалуй, и праздное». В самом лучшем смысле обоих прилагательных.
Впрочем, мое предисловие к «Бульварному роману» Николая Кошкина затянулось. Приглашаем вас прийти на выставку и насладиться.
Выставка работает: вторник-пятница с 9 до 18 час., суббота с 10 до 15 час.
Екатерина ЗМЕЕВА,
куратор выставки, кандидат искусствоведения.
Наша справка
Николай Вячеславович Кошкин
родился в 1966 г. в г. Сокол Вологодской области;
1985 - закончил Ярославское художественное училище;
1991 - закончил курсы на кафедре «графический дизайн» во ВНИИТЭ г. Москва;
1995 - член Союза художников России.
Николай Кошкин - участник международных, республиканских, областных выставок.
Произведения находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.
Среди работ в области графического дизайна: герб Ярославской области, эмблема-символ «1000-летие города Ярославля» (победитель межрегионального конкурса), фирменные стили и торговые марки компаний, фирм и музеев, комплекты календарей.
Фото из интернета.
Глава Даниловского муниципального района
Е.Б. Иовлева принимает звонки от граждан каждый вторник с 9.00 до 12.00.
Время работы - ПН-ПТ 8:00-17:00
Тел: (48538)5-11-45
Факс: (48538)5-10-68
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.