Век живи – век учись. Накануне заседания постоянных комиссий Земского собрания, ознакомившись с повесткой дня, депутаты нашли в ней такой вопрос: «Особенности развития современного муниципального музея». Докладчик – директор Даниловской художественной галереи Людмила Головкина. Кое-кто удивился: причем здесь художественная галерея? Это же не музей, разумней было пригласить директора историко-краеведческого музея…
Никакой ошибки! Художественная галерея – тоже музей, то есть учреждение, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций. И вся работа художественной галереи строится в соответствии с Федеральным Законом №54 ФЗ от 1996 г. «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Галерея муниципальная, а музейные предметы и музейные коллекции, независимо от формы собственности, подлежат государственному учету. Музеи обязаны обеспечить их хранение и использование в соответствии с едиными правилами, безопасность, физическую сохранность, проведение реставрационных работ, а также ведение и сохранность учетной документации. И все это делается в нашей художественной галерее, стало быть она – учреждение именно музейного типа, несмотря на то, что постоянной выставки, как должно быть в художественном музее, там нет.
Более того, согласно нормативу потребности в объектах культуры и искусства, в муниципальном образовании минимальное количество музеев – 1 краеведческий и 5 тематических. Недотягиваем! У нас только 1 краеведческий и 1 тематический, то есть наша картинная галерея. И тут хочется вспомнить, что много лет в области нам твердили: ваш музей, вы и содержите! А как же минимум? Ну, да ладно, дело прошлое. Мы научились содержать свои музеи на свои средства. Район даже отремонтировал краеведческий музей после пожара на свои средства, в чем проявилось понимание властью и обществом той огромной культурной, эстетической, исторической, воспитательной роли музея в нашей жизни. А зарабатывают муниципальные музеи мало. Например, галерея в 2015 году заработала лишь 73 тыс. руб., а израсходовала 1 млн. 701 тыс. К счастью, все понимают, что эти средства не просто тратятся, они работают, и эффективность их трудно переоценить. Заработать же музею в маленьком городе очень трудно.
Еще одно открытие! Оказывается, в области всего 8 муниципальных музеев, из них в Даниловском районе – два! И это – предмет нашей особой гордости.
Фонд художественной галереи формируется преимущественно за счет дарения. А с 2013 года бюджет района финансирует программу «Даниловские легенды». Не многие музеи могут позволить себе сделать заказ на коллекцию картин, сказала Людмила Головкина, а мы на бюджетные и отчасти на спонсорские средства осуществляем проект, цель которого – создание серии картин по сюжетам даниловской истории. Автор и исполнитель проекта – сотрудник галереи Владимир Барсуков. При благополучном осуществлении проекта Даниловский район будет располагать уникальным культурным объектом, важным для знакомства с историей края и привлекательным для туристов. Кстати, привлекателен проект для своих жителей и туристов уже сейчас. Исполненная его четверть пользуется большим интересом посетителей галереи и признанием со стороны профессиональных художников.
И тут самое время сказать, что настала пора нам подумать о фондохранилище для галереи. Сегодня фонд составляет 420 единиц хранения, это предел. Еще недавно были приняты в подарок от ярославского художника Германа Блинова более 30 картин, а вот принять в дар от родственников Альберта Зотикова его картины художественная галерея уже отказалась, так как не может обеспечить их сохранность. И это – не единственный случай. Администрация района предложила галерее одно из помещений, однако условия для хранения картин там оказались неподходяжими. А с помещениями у нас туго. Какой выход? Специалисты говорят, - только строительство отвечающего всем требованиям здания. А может, не только? Во всяком случае, проблема встала в полный рост, и ее надо решать.
В фонде художественной галереи много ценных работ. Тут и картины русского художника Михаила Кичигина, работы которого находятся в Третьяковской галерее и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, а также в Ярославском и Рыбинском художественных музеях, и картины Германа Блинова, и коллекция графики народного художника России Джанны Тутунджан, в том числе знаменитые листы «По правде, по совести», и работы костромских художников Елены Войновой и Александра Аханова, ярославских - Олега Отрошко и Юрия Семенюка, и конечно – современных даниловских художников Альберта Зотикова, Вениамина Землина и Владимира Середы, многие другие ценные картины.
Коллективы наших музеев малочисленны, поэтому, говорит Людмила Головкина, большую роль играют сотрудники, способные объединить в себе несколько компетенций: научного сотрудника, художника-экспозиционера, дизайнера и т. д. А в трудных случаях приходится обращаться за помощью и консультацией в областные музеи. Так, галерея обращалась при проведении реставрации и экспертизы в Ярославский художественный музей.
Но и то, что делает коллектив самостоятельно, заслуживает самой высокой оценки. Тут и выставки работ разных художников страны, и выездные выставки в Любим и Пречистое, и сотрудничество с железнодорожным вокзалом, где в зале ожидания вывешиваются картины из фонда галереи, и раз в 5 лет – представление собственной коллекции, и экскурсионное обслуживание посетителей. Галерея проводит более 130 экскурсий в год, краеведческий музей – в 2.5 раза больше. Используются разнообразные формы проведения экскурсий.
На этом – формах экскурсий - Людмила Головкина остановилась особенно. Не секрет, что в последнее время все слишком увлеклись интерактивом. К этому подталкивает необходимость заниматься приносящей доход деятельностью. В такой ситуации очень легко превратиться из учреждения культуры в учреждение досуга, перейти ту тонкую грань, которая отличает музей от учреждений досуга. И ведь случается такое, причем довольно часто. Было время, когда интерактивом буквально изнасиловали наш историко-краеведческий музей, сотрудники которого то рядились скоморохами, то устраивали представления с плясками, то пекли блины… А специалисты утверждают, что традиционная экскурсия остается наиболее эффективной для передачи информации. «Злоупотребляя интерактивными программами, музей утрачивает свое уникальное качество – тишину», - подчеркиваю, что речь идет о музеях вообще, и всей душой поддерживаю Людмилу.
Галерея сопротивляется новым веяниям. Здесь опираются на заветы Дмитрия Лихачева, который подчеркивал, что искусство – это не развлечение, но образование. Принимая таких выдающихся художников всероссийской и мировой известности, как звезды отечественной анимации Александр Петров и Михаил Алдашин, фотограф международного уровня Александр Лыскин, работы Николая Рериха, народных художников России Джанны Тутунджан, Валерия Страхова, Елены Пасхиной, коллектив галереи проникся сознанием своего долга и исполняет его, на мой взгляд, разумно, щепетильно и творчески.
Однако это вовсе не означает, что сотрудники галереи не пускают в свой мир никакие новые веяния. Я не случайно сказала о щепетильности коллектива. Здесь прекрасно понимают, что «в условиях глобального информационного потока и потребления технологий можно остаться неуслышанными, если не научиться говорить на языке посетителя». И они учатся. И творят.
Галерея стала первой в области, кто в 2014 года стал проводить межобластные пленеры, первой в области в 2014 году провела симпозиум по городской скульптуре, финансируемый районной и городской администрациями, при помощи предпринимателей и волонтеров. Галерея стала площадкой для первого в области воркшопа (воркшоп - коллективное обучающее мероприятие, участники которого получают новые знания и навыки в процессе динамической групповой работы), организованного Дмитрием Андреевым. Первой в области стала отмечать день художника, которого нет в календаре. Ярославский скульптор Елена Пасхина для своего первого мастер-класса на живой натуре в рамках выставки, посвященной всем художественным профессиям, выбрала площадку Даниловской художественной галереи. Минувшей зимой прошла реконструкция ледяных скульптур на Преображенском пруду, руководителем которой выступил Владимир Барсуков. Галерея поддержала инициативу Дмитрия Андреева о создании фонда декора деревянной архитектуры при галерее. Ни одно из этих начинаний не вызывает в сознании отторжения. Напротив, все они – позитивны, необходимы, все работают на сохранение истории, поднимают образовательный уровень и культуру даниловцев, возбуждают патриотизм, способствует духовному развитию общества.
ДХГ ведет 4 образовательные программы для разных возрастов, здесь проходят творческие встречи, лекции, мастер-классы, концерты, День и Ночь музеев и особенно любимые взрослой аудиторией салоны и музыкальные гостиные. В этом году в Ночь музеев с официального разрешения студии «Союзмультфильм» демонстрировалось лучшее и новое, звучала музыка, сад галереи освещался множеством рукотворных фонарей, торжественно зажженных от огня Гения творчества, скульптуры, автором которой стал сотрудник музея художник Владимир Середа.
О галерее можно говорить много. Она стала центром культурной жизни Данилова и Даниловского района. При этом выполняет и другое высокое предназначение: влияет на восприятие территории, как ее жителями, так и приезжими, меняет имидж города, способствует самодостаточности провинции, поднимает уровень самосознания даниловцев. Это делает маленький коллектив, его друзья, которых с каждым годом становится все больше, и партнеры.
Татьяна БЕЛОВА.
Глава Даниловского муниципального района
Е.Б. Иовлева принимает звонки от граждан каждый вторник с 9.00 до 12.00.
Время работы - ПН-ПТ 8:00-17:00
Тел: (48538)5-11-45
Факс: (48538)5-10-68
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.