И не потому оно главное, что было впечатляющим и ярким. Не покидало чувство, будто сама российская история, в том числе и нашего даниловского края, пришла в наш двор, чтобы напомнить о себе всякому, кто готов внимать. Такое случается не часто. До недавнего времени историческое основание имел день города, но с переносом даты стал обычным днем города, то есть организованным досугом. Есть у нас и фестиваль патриотической песни. Но сужены его рамки до военного патриотизма последнего двадцатилетия, что несколько умаляет значение события. И только «Битва на Повалишке» с использованием исторических костюмов, предваряемая мастер-классами тематики эпохи Смутного времени, емкими экскурсами в историю, является звонким и чистым событием исторического и патриотического плана, крупным и необходимым, особенно для молодых умов.
Начиналось все палящим солнечным утром 2 июля. В поле под Даниловом, в том самом месте, которое называется Повалишкой, благочинный Даниловского благочиния священник иерей Михаил (Гончарук) отслужил литию у Поклонного креста, в которой участвовали настоятельница Казанского женского монастыря матушка Филарета и инокини, глава района Александр Смирнов.
На Горушке, на песочках, даниловцев уже ждали палатки, развернутые историческими клубами самых разных городов России: «Белый отряд» (г. Иваново), «Стрелецкий Двор» (г. Москва), «Лики прошлого» (г. Рязань), «Владимирские городовые стрельцы» (г. Владимир), «Посошная рать» (г. Омск), «8-й Московский стрелецкий приказ Василия Пушечникова» (г. Москва), «Семейная артель Поповых» (г. Волжский Волгоградской области), «Засека» (г. Пенза), «Стрелецкие жёнки» (г. Елец), «Морские Псы Елизаветы» (г. Ростов-на-Дону), «Курские городовые стрельцы» (г. Курск). И возле каждой палатки можно было задержаться надолго. Женщины с интересом рассматривали прялку, за которой хозяйка сучила льняную пряжу. Это вам не шерсть, управляться с которой и сегодня есть умельцы среди хозяюшек зрелого возраста. Правда, прялок у нас нет, остались только в музее. Льняную пряжу сучить гораздо труднее. Льняная нить в восточнославянской народной традиции была окружена благоговейным отношением, как материал священный, чистый и таинственный. Волокну льна приписывали очистительные и отвращающие зло силы, поэтому льняная нить и ткань из нее считались ритуально чистыми и были охранителями тела человека. На празднике льняные одежды были основными в костюмах представителей исторических клубов, и это символично.
О костюмах можно говорить долго. Даниловцы с интересом рассматривали бархатные, с высокими колпаками и меховыми околышами шапки, кафтаны с петлицами, пуговицами, золотыми и серебряными галунами, меховыми оторочками, подпоясанные матерчатыми кушаками с бахромой и кистями, прямого покроя порты, кожаные перчатки с крагами, сапоги до колен с каблуками. А одежды польских гусар Речи Посполитой, их экзотические жупаны! Где еще увидишь такое чудо, - целая эпоха пришла к нам в гости на песочки. Только не ленись, изучай, запоминай!
Вот настоящая старинная кузница выложила свою продукцию, названий которой мы попросту не знаем. Что это за предмет с двумя концами – кривым острым и тупым, вроде молотка? Вертим его и так, и сяк – определить назначение не можем. Как выяснилось с помощью кузнеца, это наконечник для пробивания воинских доспехов. И пробьет, и всадника с коня стащит. Раздувает кузнец меха, стучит по раскаленной стали молотом, и кусок металла начинает приобретать форму, например, подковы.
Все мастер-классы были полезны и хороши. Девчонки с удовольствием нанизывали на ниточку бусы из необработанного натурального драгоценного камня, мальчишки не могли отойти от мечей и бердышей. Особенно нравились те, что с эмблемой «Стрелецкого двора». Замирала мальчишья душа от соприкосновения с «настоящим оружием».
Возле карты «Стрелецкого двора» «Ратный путь князя Дмитрия Михайловича Пожарского» желающие могли прослушать содержательную лекцию о подвиге князя, внесшего столь огромный вклад в освобождение Руси от польско-литовских захватчиков. 8 лет продолжалось Смутное время на Руси. Наша ярославская земля оказалась в центре тех событий. В Угличе в царствование сына Ивана Грозного, Федора Иоанновича, по тайному повелению боярина Бориса Федоровича Годунова, был убит в Угличе малолетний царевич Дмитрий, родной брат Федора. Российским царем стал боярин Б. Ф. Годунов. Но величайший голод 1600 – 1603 годов вследствие неурожая принес много бед и горя русскому народу. И новая беда. Самозванец Григорий Отрепьев, выдав себя за якобы спасшегося царевича Дмитрия, в 1604 году при поддержке Литвы и Польши вступил с войском на русскую землю. Многие поверили, что царевич Дмитрий спасся, и он беспрепятственно дошел до Новгорода Северского, но его войска были разгромлены, а самозванец вынужден был уйти в Путивль.
В 1605 году скончался Б. Ф. Годунов, и Москва присягнула на верность его сыну Федору. Однако Москва, а с ней и другие города, признали Григория Отрепьева сыном Ивана Грозного и присягнули новому царю. Лжедмитрий торжественно прибыл в Москву и, став царем Московским, вступил в брак с Мариною Мнишек, дочерью польского воеводы, установив во дворце польские обычаи и порядки и отвергнув православную веру. Не выдержав бесчинств Григория, в 1606 Лжедмитрия убили. Новым царем стал князь Василий Шуйский. Но в Польше появился Лжедмитрий II, и тоже стал претендовать на русский престол. При помощи поляков он явился со своими полчищами под Москву и расположился в 12 верстах от неё в Тушине, за что и был впоследствии прозван «тушинским вором». Многие города России признали Лжедмитрия II. И только Троице-Сергиева Лавра, Коломна, Смоленск, Переяславль-Рязанский, ряд сибирских городов и Нижний Новгород остались верными царю Шуйскому.
История Смутного времени в России очень богата событиями. Но мы остановимся на этом, 1608 году, когда даниловцы дали отпор польскому отряду пана Лисовского. Именно в честь этого события установлен поклонный крест на Повалишке. Удивительным образом пересеклись эти события – битва простых крестьян из Даниловской слободы и освобождение Руси ополчением под руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Но ополчение было позже, и возможно оно стало благодаря народному гневу, проявившемуся в том числе и такими локальными стычками, как у нас.
«История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков», - сказал выдающийся историк В. О. Ключевский, желая обратить внимание на то, как важно знать историю, чтобы не повторять ее ошибок. Каждое историческое событие обладает своими чертами, и выявление этих черт позволяет нам учиться на них. «Битва на Повалишке» - прекрасная возможность учить историю, с головой окунувшись в ее события. Отрадно, что внимать живому уроку истории пришло так много молодежи.
Большого напряжения сил, большой крови потребовало освобождение Руси. Оно выдвинуло и своих героев, в числе которых оказался возглавивший его военачальник Дмитрий Пожарский. Второе, нижегородское ополчение имело успех. Оно шло на Москву через Кострому и Ярославль, наш край вновь оказался в эпицентре событий. В Ярославле же князь Пожарский чуть было не погиб от руки наёмных убийц.
Какой ценой далась победа! 22 октября (4 ноября по новому стилю) поляков выгнали из Китай-города, а 25 октября они окончательно сдались. 27 октября 1612 года российское ополчение во главе с князем Пожарским и Козьмой Мининым с крестами и хоругвями вступило в Кремль. Так закончился восьмилетний период Смутного времени (1605 - 1612). 4 ноября в России стало Днем народного единства. Вскоре на престол ступил царь Михаил Федорович Романов, отцом которого, кстати, был митрополит Ростовский и Ярославский Филарет.
Когда воевода «Стрелецкого двора» объявил, что будет мастер-класс по овладению таким оружием, как бердыш, от желающих отбоя не было. В стрелецкий строй вместе с детьми встали и взрослые мужчины, и даже женщины. Так ведь интересно!
Бердыш - холодное оружие ближнего боя в виде топора с искривлённым наподобие полумесяца лезвием, насаженным на длинное древко - ратовище. Его лезвием наносили мощные рубящие удары, а шип, расположенный на нижней части древка бердыша, мог с успехом заменить наконечник копья, одновременно помогая использовать бердыш как подпорку для пищали (ружья). В XVI веке в России бердыш становится оружием стрелецких войск. Он был длиной всего около 170 сантиметров и весом в 3 килограмма, этакое неуклюжее, но опасное оружие.
И вот десятник построил даниловцев для обучения. Поклоном приветствовали они его и честной народ. Обращаться с бердышом непросто, можно поранить и товарища, и сам поранишься.
«К левой ноге! К правой ноге!» - командует десятник. Строй повторяет за ним движения. А когда все освоились, раздался и боевой клич «Дерза-а-а-й!» «Дерзай! Дерзай!» - отвечают скороговоркой стрельцы, и пошли колоть. Так даниловцы были посвящены в стрельцы.
И вот началась сама битва. Загрохотали пушки, им вторили залпы пищалей. Горушку затянуло дымом. Черный дым кольцами поднимался в небо. Слышались глухие удары бердышей, воинственные кличи участников сражения, звон мечей и щитов. Пошла в рукопашную посошная рать (от слова «соха» - единица поземельного обложения налогом на Руси. В разное время в войско выставлялось по одному человеку, конного или пешего, от трех, пяти, или тридцати дворов). Поле брани покрылось трупами убитых. И верилось, что здесь все по-настоящему, что так и проходили битвы на Руси в начале XVII века.
Поднялися те добры молодцы,
Поднялися те Руси верные,
Что Пожарский князь с купцом Мининым,
Вот два сокола, вот два ясные,
Вот два голубя, вот два верные,
Поднялися вдруг, пустилися,
Пособиравши рать, рать последнюю…
Главная задача фестиваля – всколыхнуть чувства патриотизма и героизма среди участников и гостей мероприятия – была достигнута.
- Так их! Бей! Пусть не суются к нам! – слышались реплики.
«Доколе название России, спасенной Князем Пожарским, пребудет на Земном шаре, знаемо, до тех пор и он послужит примером геройства, правоты и бескорыстной любви к Отечеству». Это сохранилось в истории.
Реконструкция «Битвы на Повалишке» проходит в нашем районе второй раз и вызывает жаркий интерес. Нынче на нее прибыли два автобуса туристов, - спасибо за организацию предпринимателю Евгению Соколову. По окончании фестиваля со словами благодарности организаторам Андрею Девяткину и Алексею Новикову, всем клубам за показанное действо и мастер-классы выступил его главный вдохновитель глава района Александр Смирнов. Он вручил благодарственные письма. Руководители клубов также остались довольны приемом даниловцев. Все было организовано превосходно, в чем главная заслуга управления культуры, молодежной политики и спорта.
Как сказал Александр Владимирович Смирнов, фестиваль «Битва на Повалишке» становится ежегодным, необходимым и приветствуемым даниловцами. Можно с уверенностью утверждать: главное событие года в культурной жизни района свершилось.
Татьяна БЕЛОВА.
(Администрация Даниловского района).
Глава Даниловского муниципального района
Е.Б. Иовлева принимает звонки от граждан каждый вторник с 9.00 до 12.00.
Время работы - ПН-ПТ 8:00-17:00
Тел: (48538)5-11-45
Факс: (48538)5-10-68
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.