Продолжаем разговор о законодательстве и практике по обращению с твердыми бытовыми отходами. И сразу же повторю то, что уже говорила: мы руководствуемся многими Федеральными законами, Жилищным кодексом РФ, законами Ярославской области. При этом важно понимать, что в законодательство постоянно вносятся поправки, поэтому за последними изменениями нам надо следить особенно. Так Федеральный закон от 29.12.2014 года N 458-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», а также аналогичный Федеральный закон от 31.12.2017 N 503-ФЗ (последняя редакция) существенно подкорректировали «мусорное законодательство». И дал бы нам Господь во всем этом разобраться без вытаскивания на свет устаревших положений, требований и домыслов. Тема слишком болезненная и чувствительная, поэтому я благодарна всем, кто пишет по существу, а не ради красного словца.
По порядку. Всех изменений касаться не будем, но затронутых читателями газеты вопросов придется коснуться.
В статье 24.7 закона № 89 описываются правила заключения договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО), в частности: 1) договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора; 2) региональный оператор не вправе отказать собственнику в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО; 3) собственники ТКО ОБЯЗАНЫ ЗАКЛЮЧИТЬ договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором; 4) договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утверждённым правительством. То есть, изменениями в эту статью слово «заключают» заменено словами «ОБЯЗАНЫ ЗАКЛЮЧИТЬ».
Аналогичные требования содержатся теперь и в Жилищном кодексе. Статья 30 ЖК предписывает собственнику ОБЯЗАННОСТЬ обеспечивать обращение с ТКО ПУТЁМ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА с региональным оператором.
Таким образом, говорить о навязывании договора региональным оператором смысла нет, регоператор действует в соответствии с законом. А законы, как мы видим, меняются. Но смею предположить, что оплату за ТКО изменения уже никогда не отменят. И было бы абсурдом, если бы каждый гражданин диктовал бизнесу тарифы. Меняться тарифы могут под воздействием каких-то обстоятельств: конкуренции, раздельного сбора. Но, как заметила Галина Крюкова, конкуренции в этом бизнесе пока нет. Точнее, мы ее пока не видим. Однако мусор - бизнес перспективный (рентабельность составляет от 10 до 50%), и к тому же вечный, поэтому конкуренция обязательно будет. Региональные аукционы приведут на рынок новых игроков.
Но, как граждане не могут диктовать регоператору индивидуальные условия договора, точно так же и региональный оператор не может диктовать свои условия гражданам. Единый тариф на услугу регионального оператора по сбору и вывозу ТКО утверждается департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области. Он предусматривает транспортирование мусора, сортировку, захоронение на полигоне и плату за негативное воздействие на окружающую среду, которая станет дополнительным источником средств для установки сортировочных линий. Кроме того, при переходе услуги из жилищной в коммунальную появляется НДС, которого ранее, когда услуга была в содержании жилья, не было.
А пока в целях экономии нам надо ориентироваться на раздельный сбор отходов, который в России уже назвали новой для нас культурой. Требования раздельного сбора отходов содержатся в Законе РФ № 503-ФЗ. И недалек тот день, когда для граждан, ведущих раздельный сбор отходов, будут введены пониженные тарифы. Это будет!
Мы только начали реформу. С апреля начнется массовое обустройство площадок для накопления мусора, в том числе и для раздельного.
Разберемся с экологическим сбором, якобы, уже содержащим в себе нашу оплату за сбор и утилизацию ТКО. Это не так. Изменениями в закон 89 «Об отходах производства и потребления», в частности, конкретизируется обязанность производителей и импортеров товаров обеспечивать выполнение нормативов утилизации. В случае неисполнения нормативов утилизации выпущенных товаров и упаковки, производители должны уплатить экологический сбор, который должен расходоваться НА СОЗДАНИЕ МОЩНОСТЕЙ ПО УТИЛИЗАЦИИ. То есть никакой двойной оплаты гражданина из этого положения не вытекает.
Серьезный вопрос поднял, обратившись в администрацию района, горожанин Леонид Васильевич Панов. Речь идет о содержании контейнерных площадок в сквере на Конной площади. Площадка, которая находится ближе к улице Петербургской, действительно находится в плачевном состоянии. Гофролисты, которыми было выполнено ее ограждение, либо под снегом, либо их просто утащили воришки, потому что сделано ограждение было на живую нитку. Да и вторая контейнерная площадка в плохом состоянии.
- Когда наше местное самоуправление будет на совесть выполнять свои обязанности? – задает Леонид Васильевич нериторический вопрос. Как пояснил мне консультант по вопросам ЖКХ администрации городского поселения Данилов Евгений Чернов, о проблеме контейнерных площадок на Конной площади в администрации знают, но в условиях зимы, да еще с обильным снегопадом, ремонт не сделаешь. Но как только снег сойдет, площадки будут приведены в порядок. Спорить трудно, сейчас действительно затевать ремонт неэффективно. Но, мне думается, что в реестре контейнерных площадок, за которые отвечает администрация города, эти две – особенные, они стоят на территории парка отдыха, рядом с детской площадкой. Поэтому мы с Леонидом Васильевичем надеемся, что ремонт будет сделан основательный, если и гофролистами, то уж с использованием металлоконструкций, или кирпичные. И конечно с фундаментной площадкой. Уж коль сделан приличный парк, надо довести дело до конца. А сейчас – следить, чтобы препятствий в пользовании площадкой не было.
Кстати, повторюсь, что органы местного самоуправления в соответствии со статьей 8 Закона 89-ФЗ наделяются полномочиями по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, схем их размещения и ведения их реестра, организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Требования к местам накопления отходов выведены в отдельную статью 13.4. Полномочия же федеральных, региональных и местных властей в области обращения с отходами пересматриваются и будут пересматриваться в соответствии с первой практикой реформы. Об этом мы еще будем говорить, как и о тех контейнерных площадках, которые принадлежат МКД и обслуживаются управляющей компанией. Это надо знать всем, чтобы в случае какого коллапса обращаться точно по адресу.
Что же касается невывоза ТКО в январские каникулы, будем выяснять характер нарушения. Можно ли это квалифицировать как неоказанную услугу (а мусор после каникул был вывезен), или речь идет о нарушении сроков вывоза. То и то является нарушением, но касается оплаты, поэтому разбираться придется. Думаю, со временем мы добъемся четкой работы и регионального оператора. Пока его подрядчик – ООО «Макраб» - успевает не всегда, так как обслуживать ему нынче приходится гораздо большее число контейнерных площадок и контейнеров, установленных и оборудованных в 2018 году.
Можно обсуждать действующие тарифы, в том числе действующие в частном секторе, на территории сельских поселений, сбор и транспортировка отходов с которых не выгодна для операторов из-за отсутствия там необходимой инфраструктуры. Обсуждать, слушая оппонентов и продолжая соблюдать действующие законы. Законодательство меняют опыт и его обсуждение, но не противостояние.
Татьяна БЕЛОВА.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
150014, г. Ярославль, проспект Толбухина, д.64-а, тел. (4852) 73-20-51, факс: (4852) 30-17-52 ,e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
осуществляет функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставлению сведений из ЕГРП, государственной оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, наименований географических объектов, а также функции государственного геодезического надзора в области геодезической и картографической деятельности, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, на территории Ярославской области.
Даниловский отдел
Управления Росреестра по Ярославской области
152072, Ярославская область, г. Данилов, ул. Ленина, 12, тел./факс: (48538) 5-24-56
осуществляет функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Ярославской области в пределах территориальных границ регистрационного округа № 76, оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастра объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель, государственному земельному надзору
в пределах территории Даниловского муниципального района Ярославской области
Время работы - ПН-ПТ 8:00-17:00
Тел: (48538)5-11-45
Факс: (48538)5-10-68
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.