И не потому оно главное, что было впечатляющим и ярким. Не покидало чувство, будто сама российская история, в том числе и нашего даниловского края, пришла в наш двор, чтобы напомнить о себе всякому, кто готов внимать. Такое случается не часто. До недавнего времени историческое основание имел день города, но с переносом даты стал обычным днем города, то есть организованным досугом. Есть у нас и фестиваль патриотической песни. Но сужены его рамки до военного патриотизма последнего двадцатилетия, что несколько умаляет значение события. И только «Битва на Повалишке» с использованием исторических костюмов, предваряемая мастер-классами тематики эпохи Смутного времени, емкими экскурсами в историю, является звонким и чистым событием исторического и патриотического плана, крупным и необходимым, особенно для молодых умов.
Начиналось все палящим солнечным утром 2 июля. В поле под Даниловом, в том самом месте, которое называется Повалишкой, благочинный Даниловского благочиния священник иерей Михаил (Гончарук) отслужил литию у Поклонного креста, в которой участвовали настоятельница Казанского женского монастыря матушка Филарета и инокини, глава района Александр Смирнов.
На Горушке, на песочках, даниловцев уже ждали палатки, развернутые историческими клубами самых разных городов России: «Белый отряд» (г. Иваново), «Стрелецкий Двор» (г. Москва), «Лики прошлого» (г. Рязань), «Владимирские городовые стрельцы» (г. Владимир), «Посошная рать» (г. Омск), «8-й Московский стрелецкий приказ Василия Пушечникова» (г. Москва), «Семейная артель Поповых» (г. Волжский Волгоградской области), «Засека» (г. Пенза), «Стрелецкие жёнки» (г. Елец), «Морские Псы Елизаветы» (г. Ростов-на-Дону), «Курские городовые стрельцы» (г. Курск). И возле каждой палатки можно было задержаться надолго. Женщины с интересом рассматривали прялку, за которой хозяйка сучила льняную пряжу. Это вам не шерсть, управляться с которой и сегодня есть умельцы среди хозяюшек зрелого возраста. Правда, прялок у нас нет, остались только в музее. Льняную пряжу сучить гораздо труднее. Льняная нить в восточнославянской народной традиции была окружена благоговейным отношением, как материал священный, чистый и таинственный. Волокну льна приписывали очистительные и отвращающие зло силы, поэтому льняная нить и ткань из нее считались ритуально чистыми и были охранителями тела человека. На празднике льняные одежды были основными в костюмах представителей исторических клубов, и это символично.
О костюмах можно говорить долго. Даниловцы с интересом рассматривали бархатные, с высокими колпаками и меховыми околышами шапки, кафтаны с петлицами, пуговицами, золотыми и серебряными галунами, меховыми оторочками, подпоясанные матерчатыми кушаками с бахромой и кистями, прямого покроя порты, кожаные перчатки с крагами, сапоги до колен с каблуками. А одежды польских гусар Речи Посполитой, их экзотические жупаны! Где еще увидишь такое чудо, - целая эпоха пришла к нам в гости на песочки. Только не ленись, изучай, запоминай!
Вот настоящая старинная кузница выложила свою продукцию, названий которой мы попросту не знаем. Что это за предмет с двумя концами – кривым острым и тупым, вроде молотка? Вертим его и так, и сяк – определить назначение не можем. Как выяснилось с помощью кузнеца, это наконечник для пробивания воинских доспехов. И пробьет, и всадника с коня стащит. Раздувает кузнец меха, стучит по раскаленной стали молотом, и кусок металла начинает приобретать форму, например, подковы.
Все мастер-классы были полезны и хороши. Девчонки с удовольствием нанизывали на ниточку бусы из необработанного натурального драгоценного камня, мальчишки не могли отойти от мечей и бердышей. Особенно нравились те, что с эмблемой «Стрелецкого двора». Замирала мальчишья душа от соприкосновения с «настоящим оружием».
Возле карты «Стрелецкого двора» «Ратный путь князя Дмитрия Михайловича Пожарского» желающие могли прослушать содержательную лекцию о подвиге князя, внесшего столь огромный вклад в освобождение Руси от польско-литовских захватчиков. 8 лет продолжалось Смутное время на Руси. Наша ярославская земля оказалась в центре тех событий. В Угличе в царствование сына Ивана Грозного, Федора Иоанновича, по тайному повелению боярина Бориса Федоровича Годунова, был убит в Угличе малолетний царевич Дмитрий, родной брат Федора. Российским царем стал боярин Б. Ф. Годунов. Но величайший голод 1600 – 1603 годов вследствие неурожая принес много бед и горя русскому народу. И новая беда. Самозванец Григорий Отрепьев, выдав себя за якобы спасшегося царевича Дмитрия, в 1604 году при поддержке Литвы и Польши вступил с войском на русскую землю. Многие поверили, что царевич Дмитрий спасся, и он беспрепятственно дошел до Новгорода Северского, но его войска были разгромлены, а самозванец вынужден был уйти в Путивль.
В 1605 году скончался Б. Ф. Годунов, и Москва присягнула на верность его сыну Федору. Однако Москва, а с ней и другие города, признали Григория Отрепьева сыном Ивана Грозного и присягнули новому царю. Лжедмитрий торжественно прибыл в Москву и, став царем Московским, вступил в брак с Мариною Мнишек, дочерью польского воеводы, установив во дворце польские обычаи и порядки и отвергнув православную веру. Не выдержав бесчинств Григория, в 1606 Лжедмитрия убили. Новым царем стал князь Василий Шуйский. Но в Польше появился Лжедмитрий II, и тоже стал претендовать на русский престол. При помощи поляков он явился со своими полчищами под Москву и расположился в 12 верстах от неё в Тушине, за что и был впоследствии прозван «тушинским вором». Многие города России признали Лжедмитрия II. И только Троице-Сергиева Лавра, Коломна, Смоленск, Переяславль-Рязанский, ряд сибирских городов и Нижний Новгород остались верными царю Шуйскому.
История Смутного времени в России очень богата событиями. Но мы остановимся на этом, 1608 году, когда даниловцы дали отпор польскому отряду пана Лисовского. Именно в честь этого события установлен поклонный крест на Повалишке. Удивительным образом пересеклись эти события – битва простых крестьян из Даниловской слободы и освобождение Руси ополчением под руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Но ополчение было позже, и возможно оно стало благодаря народному гневу, проявившемуся в том числе и такими локальными стычками, как у нас.
«История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков», - сказал выдающийся историк В. О. Ключевский, желая обратить внимание на то, как важно знать историю, чтобы не повторять ее ошибок. Каждое историческое событие обладает своими чертами, и выявление этих черт позволяет нам учиться на них. «Битва на Повалишке» - прекрасная возможность учить историю, с головой окунувшись в ее события. Отрадно, что внимать живому уроку истории пришло так много молодежи.
Большого напряжения сил, большой крови потребовало освобождение Руси. Оно выдвинуло и своих героев, в числе которых оказался возглавивший его военачальник Дмитрий Пожарский. Второе, нижегородское ополчение имело успех. Оно шло на Москву через Кострому и Ярославль, наш край вновь оказался в эпицентре событий. В Ярославле же князь Пожарский чуть было не погиб от руки наёмных убийц.
Какой ценой далась победа! 22 октября (4 ноября по новому стилю) поляков выгнали из Китай-города, а 25 октября они окончательно сдались. 27 октября 1612 года российское ополчение во главе с князем Пожарским и Козьмой Мининым с крестами и хоругвями вступило в Кремль. Так закончился восьмилетний период Смутного времени (1605 - 1612). 4 ноября в России стало Днем народного единства. Вскоре на престол ступил царь Михаил Федорович Романов, отцом которого, кстати, был митрополит Ростовский и Ярославский Филарет.
Когда воевода «Стрелецкого двора» объявил, что будет мастер-класс по овладению таким оружием, как бердыш, от желающих отбоя не было. В стрелецкий строй вместе с детьми встали и взрослые мужчины, и даже женщины. Так ведь интересно!
Бердыш - холодное оружие ближнего боя в виде топора с искривлённым наподобие полумесяца лезвием, насаженным на длинное древко - ратовище. Его лезвием наносили мощные рубящие удары, а шип, расположенный на нижней части древка бердыша, мог с успехом заменить наконечник копья, одновременно помогая использовать бердыш как подпорку для пищали (ружья). В XVI веке в России бердыш становится оружием стрелецких войск. Он был длиной всего около 170 сантиметров и весом в 3 килограмма, этакое неуклюжее, но опасное оружие.
И вот десятник построил даниловцев для обучения. Поклоном приветствовали они его и честной народ. Обращаться с бердышом непросто, можно поранить и товарища, и сам поранишься.
«К левой ноге! К правой ноге!» - командует десятник. Строй повторяет за ним движения. А когда все освоились, раздался и боевой клич «Дерза-а-а-й!» «Дерзай! Дерзай!» - отвечают скороговоркой стрельцы, и пошли колоть. Так даниловцы были посвящены в стрельцы.
И вот началась сама битва. Загрохотали пушки, им вторили залпы пищалей. Горушку затянуло дымом. Черный дым кольцами поднимался в небо. Слышались глухие удары бердышей, воинственные кличи участников сражения, звон мечей и щитов. Пошла в рукопашную посошная рать (от слова «соха» - единица поземельного обложения налогом на Руси. В разное время в войско выставлялось по одному человеку, конного или пешего, от трех, пяти, или тридцати дворов). Поле брани покрылось трупами убитых. И верилось, что здесь все по-настоящему, что так и проходили битвы на Руси в начале XVII века.
Поднялися те добры молодцы,
Поднялися те Руси верные,
Что Пожарский князь с купцом Мининым,
Вот два сокола, вот два ясные,
Вот два голубя, вот два верные,
Поднялися вдруг, пустилися,
Пособиравши рать, рать последнюю…
Главная задача фестиваля – всколыхнуть чувства патриотизма и героизма среди участников и гостей мероприятия – была достигнута.
- Так их! Бей! Пусть не суются к нам! – слышались реплики.
«Доколе название России, спасенной Князем Пожарским, пребудет на Земном шаре, знаемо, до тех пор и он послужит примером геройства, правоты и бескорыстной любви к Отечеству». Это сохранилось в истории.
Реконструкция «Битвы на Повалишке» проходит в нашем районе второй раз и вызывает жаркий интерес. Нынче на нее прибыли два автобуса туристов, - спасибо за организацию предпринимателю Евгению Соколову. По окончании фестиваля со словами благодарности организаторам Андрею Девяткину и Алексею Новикову, всем клубам за показанное действо и мастер-классы выступил его главный вдохновитель глава района Александр Смирнов. Он вручил благодарственные письма. Руководители клубов также остались довольны приемом даниловцев. Все было организовано превосходно, в чем главная заслуга управления культуры, молодежной политики и спорта.
Как сказал Александр Владимирович Смирнов, фестиваль «Битва на Повалишке» становится ежегодным, необходимым и приветствуемым даниловцами. Можно с уверенностью утверждать: главное событие года в культурной жизни района свершилось.
Татьяна БЕЛОВА.
(Администрация Даниловского района).
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
150014, г. Ярославль, проспект Толбухина, д.64-а, тел. (4852) 73-20-51, факс: (4852) 30-17-52 ,e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
осуществляет функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставлению сведений из ЕГРП, государственной оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, наименований географических объектов, а также функции государственного геодезического надзора в области геодезической и картографической деятельности, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, на территории Ярославской области.
Даниловский отдел
Управления Росреестра по Ярославской области
152072, Ярославская область, г. Данилов, ул. Ленина, 12, тел./факс: (48538) 5-24-56
осуществляет функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Ярославской области в пределах территориальных границ регистрационного округа № 76, оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастра объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель, государственному земельному надзору
в пределах территории Даниловского муниципального района Ярославской области
Время работы - ПН-ПТ 8:00-17:00
Тел: (48538)5-11-45
Факс: (48538)5-10-68
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.