Администрация Даниловского муниципального района

DJ-MegaMenu - модуль joomla Joomla

Вы сейчас здесь:

Альберт Зотиков. След на земле

    Та октябрьская неделя 2014 года выдалась холодной и дождливой. Участники середского пленэра досадовали: так хотелось тепла, красивых, солнечных этюдов, работы приятной и дружной, а погода словно глумилась над их желаниями и загоняла художников под крышу. Не выдерживали, уходили согреться и переждать непогодь даже молодые. Альберт Владимирович Зотиков рисовал и рисовал.

    - Раньше всех приходил, позже всех уходил, - вспоминает Владимир Середа. – Мы удивлялись его выносливости, звали согреться. Альберт Владимирович возражал: «Что, я зря приехал?» А потом и вовсе сразил наповал: «Пойду-ка я в Троицу». А до Троицы 10 километров. Мы еле уговорили поехать на автобусе. А обратно он все равно пришел пешком, с тяжелым этюдником и мольбертом. А в мольберте-то – маленькая картонка. И ради нее он отмахал такое расстояние. Вернулся уставший, даже измученный. 

    Весь свой пленэр Альберт Владимирович посвятил храмам. Середской – Смоленской иконы  Божией Матери Одигитрия - рисовал утром, днем и вечером, заходя то с одной стороны, то с другой. Коллеги удивлялись: зачем так тщательно? А он считал, что результатом пленэра должен стать не этюд, а полноценное произведение. Так и вышло с работами на пленэре в Торопово.

    - Представлял себя рьяным атеистом, а сам рисовал храмы. Помню, когда мы вдвоем работали на Горушке, в Казанском, расписывали зимний придел, часто беседовали об этом. Альберт Владимирович просто бравировал своими атеистическими взглядами. А матушка Екатерина как-то сказала ему: «Нет, Альберт Владимирович, Вы не атеист. Я вижу, как светятся купола на Вашей картине». Да и на этюдник себе он прикрепил икону: «Красиво же!» Дома у него тоже много икон, он ухаживал за ними и говорил: «Это – память о матери. Она ведь у меня неграмотная была».

    Так, бравируя и отшучиваясь, Зотиков никого не пускал к тому сокровенному, чем, вероятно, была для него его вера. А вот об искусстве мог говорить часами. Художники постоянно ходили к нему домой, засиживались. Особенно часто собирались втроем: Зотиков, Середа и Вениамин Землин. Ночи напролет проводили за разговорами и спорами об искусстве. Если кто-то переводил беседу на  другую тему, Альберт Владимирович начинал скучать, а то и отпускал в адрес друзей злые шутки.

    Ловлю себя на мысли, что это же понятно: о чем, как не об искусстве говорить умудренному Зотикову с молодыми ребятами? А, например, Владимир Середа вошел в его жизнь вовсе зеленым. Едва приехал в Данилов, как тогдашняя начальник управления культуры Евгения Данько буквально за руку привела Владимира к Зотикову: «Пойдем, я познакомлю тебя с настоящим художником». С тех пор и стали они друзьями. Удивительно.

    - Меня всегда подкупало его внимательное отношение к любому  художнику. Даже рисунок школьника он мог разглядывать подолгу и находил что-то положительное в нем. Видел и недостатки, но предпочтение отдавал плюсам, - говорит директор художественной галереи Людмила Головкина.

    - Он был очень гостеприимным человеком, - вспоминает Владимир. – Дома всех пытался накормить. А готовил так себе! Ничего, ели. Или я пельменей куплю.  Наперчим их красным перцем так, что дышать невозможно, и едим. Это уж какая-то традиция сложилась – перчить. Альберт Владимирович даже перцем специально запасался. Едим и смеемся друг на друга. Любил грибами угощать. Но судя по его рассказам, в грибах он не разбирался, и мы с большой опаской пробовали его соленые грибы. Мы праздновали у него дни рождения.  Они у нас рядом, я родился 6  февраля, он  -  28января. Пельменей сварим, по рюмочке и – за разговоры. Он не относился ко мне свысока. Мы много спорили, но Альберт Владимирович упёртым не был, он  мог переменить свое первоначальное мнение, если я убеждал его в чем-то.  И разница в возрасте не ощущалась. А вот учителем своим я его считал и считаю, у него многому можно поучиться.  Педагогом он не был, хотя порассуждать о педагогике в живописи любил. Постоянно и для всего искал теоретическое обоснование. Скажем, о роли света в учебниках много написано, а ему – мало, он свою теорию вывел. Так и в другом. На всё смотрел под своим углом зрения.

    Однажды и я удивилась его автопортрету, на котором Альберт Владимирович изобразил себя в желтой рубашке и почти ковбойском ремне. В  жизни я его таким не видела. А вот глаза – сосредоточенные на  чем-то своем, в которых отражается не окружающий мир, а нечто скрытое в самом художнике, глаза убеждают: это Зотиков. Это таинственный мир его души: живописца, рисующего пейзажи, но со взором,  устремленным вглубь себя.

   Желтую рубашку Альберт Владимирович  купил специально для этого автопортрета еще в молодости, и всю жизнь хранил ее. А когда Владимир Середа захотел рисовать его, сразу предупредил: только  в желтой рубашке. Впрочем, Владимир и сам хотел просить его об этом.

   Любимым художником Зотикова был Левитан. Именно на Левитана равнялся он как пейзажист. И незадолго до кончины, уже в больнице, попросил Владимира Середу принести книги по искусству. Владимир принес о Левитане. Почитать не удалось. «Буквы, – говорит, -  не вижу, только картинки посмотрел». Но посмотрел же!

    Не провожу никаких параллелей между великим Левитаном и незнаменитым Зотиковым. Но некоторые  сходства бросаются в глаза – трудолюбие и тщательность.  Сколько картин написал Зотиков! Друзья говорят, он постоянно был в работе, можно сказать, до последнего часа.

     - Сотни хороших этюдов остались никому не известны, потому что Альберт Владимирович не считал их выставочными работами, был слишком требователен к себе, - говорит Людмила Головкина. -  Он был убежден, что надо не этюды выставлять, а картины. И главным для него был образ. Если ради образа надо было исказить натуру, он делал это. Как сам относился к искусству, то же и в других искал. И мне понятно, например, почему ему нравился художник Герман Блинов, в картинах которого так много несоответствия натуре, но они образны и наполнены настроением, почему ему не нравится другой художник, правильно выписывающий все детали, но не умеющий взволновать. Подкупает преданное отношение Альберта Владимировича к делу, его очень серьезное отношение ко всему, за что брался. Немного встречается таких художников.  Даже те работы, которые он делал в 20 лет, уже не школярские.  Художником был многосторонним. Мы знаем его, как живописца. А он еще был дизайнером, изобретателем. Только известно это было лишь близким людям. И его удивительную дачу видели немногие.

    Дача – отдельная история. Я и впрямь услышала о ней впервые. А вот Владимир бывал там:

    - Представьте маленький домик без окон, без дверей.  Где открывается, знают только хозяева. Но это домик-трансформер. Стены, состоящие их двух ярусов, чудесным образом  раскладываются, нижние щитки  откидываются, ложатся на землю, а верхние превращаются в остеклённый балкон, с которого открывается вид на все четыре стороны. Домик вместительный. Есть три откидные кровати. И на втором этаже большая подвесная кровать на деревянных цепях. Да-да, на деревянных!  Дощечки скреплены одному хозяину понятным способом, и служат надежной цепью. Кровать закрывается от комаров пологом из марли, такой малобюджетный балдахин. Садовый инвентарь тоже прячется в какой-то потайной карман.  Много выдумки, фантазии, удивительных мелочей.

    И уж совсем узкий круг людей знает о том, что Альберт Владимирович последние лет десять изобретал … вечный двигатель. Делал чертежи, эскизы, вытачивал детали, собирал их. Сейчас изобретение  тоже находится на выставке в художественной галерее. Зотиков предполагал,  что  оно  может быть применено в автомобилях, моторных лодках и иных механизмах, вот только бы тормоз придумать. Друзья не верили,  посмеивались: надо же, как ребенок! Но считали, что для художника  любое творчество -  нормальное состояние. Альберт Владимирович свою работу не афишировал, просто делал и верил. Вот таким вдохновенным людям и принадлежат  все гениальные изобретения. Однажды о чудачестве Зотикова Владимир Середа рассказал своим друзьям – студентам физмата. Ребята загорелись: «Познакомь!»

    - Я опасался, что ничего хорошего из этой затеи не получится, они не поймут друг друга, у Зотикова же нет физико-математического образования. Но что тут было! Они три часа провели в бурных дискуссиях. Спорили, махали какими-то чертежами. И я увидел, что Альберт Владимирович вполне владеет  техническими терминами, они говорили на одном языке. Студенты были в восторге от него. А Зотиков добродушно простил им их горячность: «Молодые еще, не понимают». У самого сомнений не было.

    На пленэрах технические знания  Зотикова не раз выручали всех художников. Отключалось электричество – он без каких-либо инструментов устранял неполадку. Нерабочий телевизор в доме, где поселили группу, починил. Суровый быт часто облегчался его руками и его заботой. Умел всё! Еще в младые годы, работая на  заводе в Песочном,  увидел, как делают из глины посуду и сделал сам две чашки для матери и будущей жены в подарок на 8 Марта, как-то вынес их через проходную. Одна из чашек тоже находится на выставке.

    А вы видели его руки? Заскорузлые, битые, в шрамах и мозолях. Они не знали покоя и отдыха. В доме Зотикова была целая мастерская, даже прокатный станок имелся, потому что рамы к своим картинам он делал сам. Только в последние лет пять признал покупные. Вот и на выставке большинство работ в знаменитых зотиковских рамах из самого различного материала, выполненных на высоком художественном уровне.  

    Творение рук его можно встретить везде. Помните, как он оборудовал помещение загса? Сделал роспись, подвесные потолки, о которых в Данилове в конце девяностых  даже не подозревали, подобрал особенный интерьер. Своими руками смастерил стеклянный столик, обрамленный металлической вязью (он тоже находится на выставке). И загс заиграл!

    - Сейчас помещение это чистое, современное, уютное, но обычное. А на старых фотографиях, сделанных в загсе в ту пору, молодожены стоят, как в сказке, - делится Владимир. Да и я помню, как удивляли мы своим загсом гостей, - экскурсии водили.

    Герб на здании администрации района, медное обрамление памятной доски на Доме культуры, выполненное в форме абсиды алтаря Воскресенского храма, надпись на памятном камне, установленном в честь битвы даниловцев с поляками на Повалишке – многое оставил нам Альберт Зотиков. Но самое главное – здание художественной галереи, где он был первым директором и из обычной невзрачной двухэтажки сделал дворец искусства.

   На открытии выставки картин Альберта Зотикова его вспоминали, как человека безотказного и бескорыстного, готового помочь  друзьям, городу. Он – единственный художник, кто не продает свои картины. Считает, что у каждого художника должна быть своя коллекция картин.

    - Картины, подаренные им  нашим землякам Татьяне Дорониной и Юрию Любимову, он подписал не от себя, а от даниловцев, - подметила Людмила Головкина. – Он считал себя частью даниловской культуры.

     Владимир согласен:

     - Когда он делал витражи в Казанском соборе, попытку оплатить ему эту работу, воспринял с обидой. Я не раз был очевидцем, как он рассчитывал свои последние рубли, стараясь, чтобы хватило на пачку сигарет и на хлеб, а от денег отказывался.

    Да что там! Все еще помнят, как Альберт Владимирович сделал городу просто царский подарок: подарил все свои картины. Правда, спустя некоторое время решительно забрал их обратно, продемонстрировав непреклонный характер и твердость.

    Что это было?

    На выставке всем вроде бы известный Зотиков всё открывался и открывался с самых неожиданных сторон. Зашла речь и о его характере. Говорят, тот еще был характерец!  Скрытный, суровый, бескомпромиссный. Но сразу завязался спор. Кто-то знал его и другим: веселым, добродушным. Так какой же он был, наш Альберт Владимирович? Почему забрал назад подаренные картины, так ведь не поступают?..

    В книге регистрации художественных произведений галереи он оставил такую запись:  «Зотиков А. В., автор подаренной даниловцам частной коллекции, вернул себе все произведения ввиду того, что администрация и управление культуры считают фонд  ДХТ и собрание живописи народного музея своей муниципальной собственностью и распоряжаются по своему желанию. Я считаю, что фонд ДХТ и экспозиция народного музея – неприкосновенный культурный фонд, не подлежит растаскиванию по администрациям. Считаю невозможным больше работать в ДХТ. Зотиков А. В.»

    Думал, что дарил даниловцам, а оказалось – увы… И ушел. Это было в 2002 году. Я помню, как друзья уговаривали его остаться, да и сама просила об этом. Художественная галерея и Зотиков – это было единое целое, и уход создателя казался трагедией. Но он замкнулся и был непреклонен.

    - Да, характер у него был тяжелый, - считает Владимир Середа. -  Об этом говорит и то, что доступ к себе он ограничивал узким кругом лиц. Я не раз наблюдал, как он вдруг становился ершистым, упрямым. Но знал Альберта Владимировича и другим. Иногда из сурового человека он превращался в мальчишку, смеялся, дурачился до искрометности. Так было на тороповском пленэре. Решили мы прокатиться по бездорожью в тракторном ковше. А там можно было только стоять, ухватившись одной рукой. Зотиков тоже поехал. Дорога в ухабах, грязь летит на нас из-под колес. И было реально страшно, нам стало не по себе, а он хохотал.

    В последние годы стало особенно заметно, что Альберт Владимирович наделен еще одним даром – он прекрасный семьянин, любящий отец и нежный дедушка. Его дочь, Наталья, вспоминала: когда она решила стать музыкантом, отец нашел время, чтобы свозить ее в Москву, в оперу. Он считал, что если человек хочет чем-то заниматься всерьез, нужно доходить до глубин, и дочь должна знать, что такое опера. А когда приходил с внучкой в картинную галерею, - долго водил ее, останавливаясь перед каждой картиной, и рассказывал о ней. Внучка была еще мала и начинала быстро скучать. Но факт: насколько сам Зотиков серьезно относился ко всему, чем занимается, так и в детях, внуках своих хотел видеть то же отношение.

    И вот его не стало. На открытой в сороковой день памяти выставке стало как-то остро пониматься, какую большую утрату понесла художественная галерея, все мы. Выставка прекрасная. Собранные вместе, картины рассказывают о своем творце много и сокровенно. Возле одной из них, «Дачный натюрморт», явственно чувствуешь, что он где-то близко. Картина изображает окно и часть  террасы: краешек стола, старый стул.  И кажется, будто сам художник  только что поднялся с этого стула, положил на стол книгу, смотрит в окно, задумался…

    И хочется оглянуться…

    Татьяна МИХАЙЛОВА,

г.  Данилов.

Врезка:

Выставка Зотикова  открылась в художественной галерее 28 января. И будет работать до 28 февраля.   Ждем даниловцев на встречу с любимым художником.

Росреестр

gerbrosreestr

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ  РОСРЕЕСТРА  ПО  ЯРОСЛАВСКОЙ  ОБЛАСТИ

150014, г. Ярославль, проспект Толбухина, д.64-а, тел. (4852) 73-20-51, факс: (4852) 30-17-52 ,e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

  осуществляет функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставлению сведений из ЕГРП, государственной оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, наименований географических объектов, а также функции государственного геодезического надзора в области геодезической и картографической деятельности, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, на территории Ярославской области.

Даниловский отдел

Управления Росреестра по Ярославской области

152072, Ярославская область, г. Данилов, ул. Ленина, 12, тел./факс: (48538) 5-24-56

осуществляет функции по государственной регистрации прав  на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Ярославской области в пределах территориальных границ регистрационного округа № 76, оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастра объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель, государственному земельному надзору

в пределах территории Даниловского муниципального района Ярославской области