Отцы и дети
Территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Даниловского района организовала и провела беседу за круглым столом «Отцы и дети», целью которой стала выработка комплекса мер, направленных на совершенствование работы органов и учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на формирование ответственного родительства.
В работе круглого стола участвовали глава района Александр Смирнов, заместитель главы администрации района Олег Ефимов, прокурор района Дмитрий Бубнов, главы сельских поселений Елена Норская и Андрей Максименко, начальник отдела по организационной работе и связям с общественностью городского поселения Данилов Светлана Чернова, начальник управления образования Владимир Головяшкин, зам. начальника управления культуры, молодежной политики и спорта Надежда Иванова, заместитель главного врача Даниловской ЦРБ Анатолий Красильников, главный специалист органов опеки и попечительства администрации Даниловского муниципального района Светлана Федорова, начальник отдела участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних ОМВД Дмитрий Попонин, заведующий отделом по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации района Ирина Близнякова, педагог-психолог СРЦ «Родник» Елена Фосова, директор МЦ «Бригантина» Любовь Коростелкина, и другие официальные лица, а также настоятель церкви Святой Троицы в с. Горинском отец Георгий, мама приемной семьи Нина Коротина, родители Татьяна Цветкова из Данилова и Юрий Андреев из Дмитриевского, специалисты комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Анна Уткина из Пошехонского, Ольга Сорокина из Любимского и Эльвира Агисова из Первомайского районов, бывший руководитель отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации района Антонина Корнева.
- Мы решаем задачи патриотического и нравственного воспитания молодежи, - сказал, приветствуя участников круглого стола глава района Александр Смирнов. - Без участия семьи тут не обойтись. Однако экономическая ситуация влияет на все сферы жизни, в том числе и на семью. Сознание наших детей не адаптировано к внешнему миру. А время летит быстро. Не успеешь оглянуться, а сегодняшний несовершеннолетний уже взрослый человек. Нет у нас времени, чтобы работать без ясных целей. Мы должны четко понимать, какими хотим видеть своих детей, и что делать, чтобы они выросли именно такими.
Вела беседу начальник управления социальной защиты населения и труда Екатерина Фофанова.
Тревожный рост
И. Близнякова. Необходимость проведения круглого стола вызвана тревожным ростом в 2015 году таких показателей, как число преступлений, совершенных законными представителями в отношении детей, в том числе побоев, количество самовольных уходов детей из семьи, число случаев отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью. Всё это симптомы семейного неблагополучия, конфликтов отцов и детей. А виноваты всегда взрослые.
Школа как воспитатель родителей
Е. Фофанова. Нам кажется, что мы хорошие родители. Но будем самокритичны. Какова атмосфера, в которой живет ребенок? Почему яблочко от яблоньки недалеко падает? Не лицемерим ли мы, требуя от ребенка не смотреть ненужные телепередачи, но смотрим их сами? Не лицемерим ли, требуя не ругаться матом, но ругаемся сами? Как у нас обстоят дела в районе?
Д. Бубнов. На мой взгляд, положение в районе не критическое. Органы, призванные заботиться о детях, работают эффективно. Но надо постоянно быть начеку.
В. Головяшкин. 3825 детей в районе большую часть дня находятся в системе образования. Мы, педагоги, видим и большое количество родителей, имеем свое мнение о формировании ответственного родительства. Все беды семьи от того, что у нас утрачены семейные ценности. Изменился статус семьи, как воспитательной ячейки. Если супруги живут в нерегистрированном браке – это чужие люди, какая у них может быть ответственность друг за друга, за детей? Очень многие дети воспитываются одними мамами, отцы устранились. Я 38 лет работаю в образовании, за партами сидят уже внуки моих первых учеников. Невольно сравниваешь. Дети доярок и трактористов были другими. Их не шибко образованные родители интересовались, как ведет себя ребенок в школе, спрашивали советов учителей. Сегодняшние родители интересуются другим: как педагоги допустили, что ребенка укусил комар? Они не удовлетворены качеством образования. Контакт с учителями означает для них - прогнуться под учителя. Всё это наводит на мысль, что родители сами незрелы, нуждаются в воспитании. Они не понимают, что сын последует их примеру, но не совету.
Родительский авторитет тает. Дети все меньше видят дома любви. Из семейной жизни они запомнят компьютер, а не общение с мамой, или папой, потому что на общение в семье сейчас отводится 10 минут в день. Умения договариваться с ребенком, чтобы результатами беседы были довольны и дети, и взрослые, не наблюдается. Как результат, - дети не умеют даже выразить свои чувства словами. Самые расхожие слова в детской среде: «Как его!» и «Во, блин!»
Роль школы в этой ситуации очень велика. Школа может, хочет и знает, как воспитать родителей. Достичь результатов в воспитании детей мы можем, только воспитывая взрослых. Нужны специальные курсы для родителей.
Е. Норская. В семье должен работать принцип: «Делай, как я». У наших родителей не было десяти минут для общения с детьми. Они много работали. Не осуждали и не обсуждали других людей. А мы брали пример с них. То, с чем мы столкнулись сейчас, - тупик. Все, что мы предлагаем, - это для благополучных семей. Неблагополучные не внимают. Хотя мы пытаемся внушить им иной образ жизни, вплоть до того, что полы моем. Но мальчик, к которому очень жестоко относились родители, вырос и сам стал жестоким родителем.
Д. Бубнов. Семья очень важна в целях сдерживания криминального развития личности ребенка. Самоустранение семьи от воспитания, занятость родителей, злоупотребление спиртными напитками – вот основные причины такого развития. Как вести профилактику этих явлений?
Е. Фофанова. Есть ли обучающие семинары для родителей?
В. Головяшкин. Комплексных планов и программ много, они работают и дают результаты. Даже сама система внеурочной деятельности предполагает участие родителей.
А. Корнева. Система воспитания претерпела большие изменения. Начинать нужно с себя, больше уделять внимания беседам. Сейчас все идет сверху: рекомендации, мероприятия, и все это делается. Наша задача – не упустить момент взросления ребенка, не допустить его скатывания к негативным поступкам. И очень важна роль средств массовой информации, которые ловко придумывают, как бороться с органами опеки и попечительства, но совсем не уделяют внимания воспитанию родителей. А зачем создавать такие органы, с которыми надо бороться?
Е. Фофанова. В образовании стопроцентное взаимодействие с родителями - в дошкольном звене, тут задействованы все ресурсы. А вот в школу идти родители не хотят.
В. Головяшкин. Почему родители ходят в детские садики? Они еще молодые, создают свои семьи. А когда ребенок переходит в школу, это уже состоявшиеся родители, они начинают считать себя умными, опытными.
Как помочь семье
Е. Фофанова. Чем зацепить семьи, которые ничего не хотят?
А. Красильников. Когда им объясняешь не только их права, но и обязанности, это работает. Мне также представляется интересным опыт школы №12, которая проводит конкурс на лучшую семью.
Э. Агисова. В школах создана четкая система воспитания родителей. Подобную надо сделать и в поселениях. Вовлекать родителей в различные конкурсы, мероприятия на уровне поселений, уделять семье максимум внимания.
А. Максименко. Мы культивируем иждивенцев. Люди потребительски относятся ко всем услугам местного самоуправления. Единственная возможность изменить ситуацию – обучение родителей. Большего рычага влияния на семьи, чем образовательное учреждение, у нас нет. А семья – это прежде всего – ограничения. И, только принимая ограничения, она становится крепкой.
А. Корнева. Политика региона направлена на то, чтобы не поддерживать иждивенчество. Это прописано в Социальном Кодексе Ярославской области. Я – против, так как это толкает семью, находящуюся в социально опасном положении, в яму. Хотя с другой стороны поощрять иждивенчество действительно неправильно. Мы стесняемся говорить родителям правду. А ведь есть матери, которые родили детей ради семейного капитала. Такие родители должны знать, что если их семья будет социально опасной для детей, то она не сможет воспользоваться этим благом, так же согласно Социальному Кодексу.
А. Красильников. Многое в семье зависит от материального достатка и ложно понятой его роли. Почему, купив машину, человек начинает ставить себя выше других? Государство прививает иждивенчество. Министр образования сказал: «Нам не нужен образованный человек, нам нужен образованный потребитель».
В районе надо создать клуб «Отцы и дети». И мам туда не пускать, только пап с детьми. Чтобы одновременно воспитывать и детей, и пап. Дать им место сбора. Лишь бы это не закончилось традиционно…
Е. Фофанова. Клуб молодых семей в районе есть.
Л. Коростелкина. Да, у нас в МЦ «Бригантина» работа системная. В клубе молодых семей зарегистрированы 30 семей, ходят от 20 до 25. Работу рекламируем по принципу: от человека к человеку. Приглашаем желающих продвигать курс. Есть семейный театр. Но приходят-то к нам ответственные родители. А для привлечения иного контингента я прошу помощи комиссии по делам несовершеннолетних. Например, при рассмотрении подростков или родителей на комиссии по делам несовершеннолетних можно рекомендовать семье посетить психологическую службу в «Бригантине».
И. Близнякова. Взяли на заметку. Рекомендовать мы можем.
В. Головяшкин. Создание клубов молодых семей – дело хорошее. Но я скажу две крамольные вещи. Можно лошадь подвести к водопою, но пить ее, если сама не захочет, не заставишь. И беспоясому за пояс не накладешь. Что делать с теми родителями, которые ничего не хотят – вот проблема!
Е. Фосова. Хорошо бы изучить опыт СРЦ «Наставник» из города Рыбинска по реализации проекта «Социальный десант». С целью раннего выявления неблагополучных семей там проводят комплексные рейды, когда семьи одновременно посещают сразу несколько специалистов и представителей государства.
А. Максименко. Идея очень хорошая.
Е. Фосова. Чем раньше мы выявляем неблагополучные семьи, тем лучше. СРЦ «Родник» работает давно. Нынче у нас 11 семей, в которых низкий уровень социальной активности. Родители не хотят трудиться. Мы узнаем о каких-то курсах переподготовки безработных, ведем туда родителей буквально за руку, ведем к предпринимателям – возьмите ради Бога. У кого-то нет документов на тот же социальный контракт. Чтобы выправить их, сами берем справки в школах. В домах, где живут такие семьи, царит антисанитария. Как правило, неблагополучные родители сами воспитывались в неблагополучных семьях. Ребенок подражает родителям. Отсюда лень, пьянство и т. п. Наши родители не умеют воспитывать детей. Их учит этому «Семейная гостиная». К сожалению, «Родник» не имеет специалистов, с чьей помощью можно было бы проводить «Социальный десант». Но если вместе с КДН, то мы охотно участвовали бы.
И. Близнякова. Надо пробовать. Давайте внесем это предложение в Решение круглого стола.
Д. Бубнов. Для профилактики детского неблагополучия хорошо бы еще использовать социальные сети. Дети охотно выходят в интернет. Какие меры мы можем рекомендовать?
Л. Коростелкина. Тут работает обстоятельство места. В маленьких городах люди не хотят никому ничего рассказывать, общения не получается.
Е. Фофанова. В соцсетях очень часто попадаются некомпетентные мнения.
Д. Бубнов. В «Бригантине» работает клуб «Дружина». Его влияние на подростков заметно. Есть реклама клуба в соцсетях?
Л. Коростелкина. 80 процентов молодежи пользуются соцсетями, но информация передается только друзьям.
А. Красильников. Нам надо развенчать миф о соцсетях, как о собеседнике. Мы общаемся там с ником, а за ним может скрываться необразованная дама, или малолетний дурачок. К тому же каждый ищет в сетях то, что хочет, что отвечает его запросам. Никакого общения там нет.
Е. Фофанова. Мы сегодня говорим об обычной семье. А у нас есть семьи приемные, работа с которыми не менее важна.
С. Федорова. Когда дети остаются без опеки родителей, мы стараемся сделать все возможное, чтобы передать их в приемные семьи. В районе 35 опекунских семей, в которых воспитывается 41 ребенок, и 68 приемных, где 99 детей. Обучение замещающих родителей обязательно. Причем, опекуном является один из родителей, а обучать надо обоих. После получения свидетельства об окончании родительских курсов, уже став опекунами, родители остаются у нас на контроле, мы им помогаем, продолжаем учить. В районе работает клуб приемных семей «Берегиня». Учим их проводить семейные праздники. Наша задача – сдружить приемные семьи, чтобы они общались друг с другом, помогали друг другу советами. Родители должны учиться в течение всей жизни.
Н. Коротина. Век живи, век учись. У меня трое приемных детей, воспитываю их не первый год, но до сих пор учусь. Моя девочка сказала мне недавно: «Мама, мы с тобой проросли друг в друга». Очень ценю это. Мои родные дети уже взрослые. Мы все дружим. Но учиться нужно всегда.
Дефицит любви
Е. Фофанова. Часто родителей заменяют детям руководители творческих объединений.
Ю. Андреев. Когда я влился в общественную жизнь, стал многое замечать. Мать-одиночка часто сама виновата в своем состоянии. Отцы у детей должны быть. Как бывает в семье? Мама ругает ребенка, - и все слова как от стенки горох. А папе достаточно посмотреть на него – и он все поймет. В нашей Дмитриевской школе мне приходится быть немножко отцом для не своих детей, и я вижу, что им это надо.
Отец Георгий. Что делать, чтобы воспитать достойного гражданина, определено церковью. Семья была создана Богом для того, чтобы человек оставался человеком. Он – любимое создание Бога. Причина разлада в семье кроется в греховности человека. Потеря семьи приведет к концу Света. В Библии все определено: жене глава - муж, мужу – Христос, Христосу – Бог. Иерархия тут очень важна. Ответственность за семью несет прежде всего отец. Надо помнить, что говорил о любви апостол Павел: любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Сейчас же мы видим, что произошла потеря чувства любви между детьми и родителями. В этом – главная беда. На воспитание любви в семьях и должны быть направлены наши силы.
Круглый стол «Отцы и дети» решил
Все участники круглого стола говорили о том, что семьи с детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в большинстве своем не могут самостоятельно решить проблемы, возникающие при воспитании детей. Им необходима систематическая квалифицированная и целенаправленная помощь: социальная, психологическая, медицинская, материальная и организационная.
Какой может быть эта помощь?
1. Ранняя профилактика детского неблагополучия со стороны всех служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. Практическая подготовка родителей к выполнению своих функций в семье.
3. Введение в школах курса образовательных программ по психологии семейной жизни, семейному воспитанию.
4. Создание при образовательных учреждениях клубов молодых семей.
5. Усиление роли родительских собраний в воспитании семьи с помощью представителей органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественных организаций, церкви.
6. Внедрение проекта «Социальный десант» на территории района.
7. Организация клуба отцов в МЦ «Бригантина».
8. Вовлечение родителей, семей в мероприятия поселений.
9. Распространение положительного опыта семейного воспитания через средства массовой информации.
Время работы - ПН-ПТ 8:00-17:00
Тел: (48538)5-11-45
Факс: (48538)5-10-68
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.