Слово «сувенир» означает «воспоминание, память». И действительно, мы покупаем сувениры для того, чтобы они впоследствии напоминали нам о наших поездках в какие-то города, о посещении музеев и т. д. Как правило, эти воспоминания дороги нам. А еще с помощью сувениров мы расскажем об этих поездках и посещениях своим детям и друзьям.
Но есть и другая сторона медали. Если для продавцов сувениров важна сиюминутная выгода, то для производителей этой продукции гораздо важнее с помощью сувенира подать себя, свой музей, место, где ты живешь, или события, которые происходят в этом месте, традиции, сформировать их положительный образ. Это своего рода реклама, призванная привлечь внимание широкого круга лиц, в том числе юридических, чтобы получить выгоду долгосрочную, например, привлечь инвесторов, или туристов. И тут важно, чтобы сувенир продавался, чтобы его хотелось купить всякому, кто посетил дорогое сердцу производителя местечко. А значит, он должен быть точным, попадать в цель, в идею, доступным, то есть желательно дешёвым, интересным, чтобы не просто занял место в чье-то коллекции, но постоянно демонстрировался. Немного уступает этим требованиям и такое предпочтение, как несложность и дешевизна изготовления, оно особенно важно для небогатых бюджетов.
Даниловский район – не исключение. Ему нужны сувениры для тех же целей – рекламировать себя, чтобы привлечь внимание к своему городу, селам и деревням, памятным местечкам, событиям и музею, получить ту самую долгосрочную выгоду.
Каким же он должен быть, даниловский сувенир? Об этом говорилось на семинаре, прошедшем 8 января в Даниловской художественной галерее. Участниками семинара были исключительно заинтересованные люди – краеведы, преподаватели школы искусств, работники Даниловского краеведческого музея им. Шарапова. Организатором выступил член рабочей группы конкурса "Даниловский презент" краевед Дмитрий Андреев, ему помогали работники художественной галереи. Дмитрий представил на суд участников обширный материал о современном сувенире, призванный пробудить творческую инициативу потенциальных создателей даниловского сувенира.
Разработка оригинальных сувениров, как следует из показа, сопровождающего доклад, требует новых подходов: современных стилистик, оригинальных идей, самоиронии и привлекательных персонажей. Именно такие сувениры пользуются особым спросом. Но не менее важно для нас и воплощение отечественной исторической мифологии - смыслов, героев и событий. Хотя без соответствия новым визуальным тенденциям тут тоже не обойтись.
О том же говорила сотрудник Ярославского государственного историко-архитектурного художественного музея Екатерина Змеева. Тем же видеорядом сопровождался и ее рассказ о современном сувенире. Однако наибольший интерес вызвало другое – появление Екатерины в красных валенках с калошами и со словами «Со Пскова я -- странница, пришла собачку говорящую посмотреть» (Михаил Булгаков. «Собачье сердце").
Дмитрий Андреев представил также найденный краеведами новый исторический материал о том, что интересного есть в Данилове. С нашим краем связано, например, имя племянника русского поэта Ивана Крылова, или воспоминания брата русского писателя Федора Достоевского и многое другое.
Большой интерес вызвало представление бабуринской игрушки. Преподаватели школы искусств Екатерина Тычинина и Тамара Белякова просто достали из сумочек и поставили на стол несколько фигурок настоящей бабуринской игрушки, со всеми ее характерными особенностями, благо, нашим умелым преподавателям нетрудно было подметить ее основные черты, пластику и художественные особенности, которые отличают игрушку Михаила Сотского. Как было бы здорово возродить глиняную бабуринскую игрушку, как народный промысел. Заинтересовали всех и миниатюрная посудка, которая при определенной доработке вполне могла бы стать одним из даниловских сувениров, и идея разработки такого сувенира, как стилизованные солдатики, прообразами которых могут послужить охранники Даниловского острога, это предложение краеведа Сергея Петрова. Предприниматель Юлия Степанова предложила поработать над идеей даниловского домино. Не раз возникала мысль о даниловских наличниках.
Семинар был полезен и интересен. Наверняка, предложенные идеи получат свое развитие и толкнут творческую мысль участников. Нужно время.
Дмитрии Андреев так комментирует итоги семинара:
- Проведенное мероприятие – попытка глубже заглянуть в даниловскую историю, хотя бы на время семинара забыв о территориальных стереотипах – Казанском монастыре, шахматах, луке, князе Данииле.
Всячески пробовали выпятить «даниловскую архитектуру», наличники, изразцы, конные дуги, самовары, пряники и прочее, но тут же осеклись, понимая, что даниловские изразцы и пряники - типовые и мало чем отличаются от аналогов в других губерниях, а наличников с деревянной архитектурой в Данилове все меньше и меньше. Грань между особенностью и типичностью очень тонка, порой уникальные различия могут быть выявлены лишь искусствоведами. Поэтому трактовка указанных тем и выявление особенностей требуют дальнейшего привлечения специалистов.
Так получилось с даниловским самоваром. Данилову не задавить Тулу объемом производимых в старину самоваров, но эксперт Министерства Культуры РФ С. Калиничев, автор книги «Самовары России», обратил внимание на идеальный с точки зрения пропорций образец самовара даниловской фабрики Пушковых в форме куба. Оказывается, и Данилову начала XIX века были свойственны новаторство и художественная смелость. Продолжателем данной традиции через 70 лет стал сын купца, футурист Алексей Масаинов. Как и другие поэты-футуристы, он жил в «попытке создать искусство, устремлённое в будущее». К слову, футуризм – направление авангарда, а русский авангард по узнаваемости и значительности в мире перещеголял даже русский балет, водку, матрешку и медведя вместе взятых. Но история делает неожиданные виражи, и вот теперь все мы знаем, что самоварный завод Пушкова, где в начале XIX века был произведен футуристический самовар, уже в начале XX века был перестроен в известный всем Масаинский магазин, источник дохода поэта-футуриста. Город и сейчас может сделать ставку не сколько на самовар и личность Масаинова, сколько на художественное развитие, творческий потенциал горожан. Кубо-футуризм может стать вдохновляющим образом. Обсудили на семинаре и то, что любой проект, презент, сувенир должен иметь экономику, а культура, местные особенности, их популяризация кратно увеличивают инвестиционную привлекательность территории, повышают ее потенциал. Но здесь главное сохранять умеренность и не скатиться в псевдоэтнику и китч с румяными бабами в кокошниках из картона.
На семинаре обсуждалась также тема известных с XIX века даниловских родников, интересные, но почти забытые, топонимы, такие как Царёво место, Козье болото, Великорецкий конец и прочие.
В практическую плоскость на первом этапе решено перенести пока лишь две вещи серии «Даниловский презент»: глиняную посуду, как разновидность бабуринской игрушки, и солдатиков, олицетворяющих историю даниловского края XVII века. Думаю, к следующему семинару прототип солдатиков и все предметы бабуринского сервиза уже можно будет увидеть. Буквально на последних минутах семинара, несмотря на договоренность, речь все же зашла о даниловском луке и совсем внезапно родилась актуальная и ироничная идея лукового принта (Принт — изображение (рисунок, надпись или фотография), нанесенное определенным способом на ткань (вышивка, прямая печать на ткани, термотрансфер), бумагу или другую поверхность. Т. Б.). Теперь будем рисовать.
Жаль, что не хватило времени обсудить такие замечательные темы как «даниловские рецепты», «даниловский говор», «Данилов - железнодорожный узел», но все согласились, что одним из символов города, несомненно, является «бабушка, кормящая своими овощами и заготовками Русский Север». И в грядущие сложные годы эта бабушка, быть может, поможет городу продержаться в очередной раз.
Время работы - ПН-ПТ 8:00-17:00
Тел: (48538)5-11-45
Факс: (48538)5-10-68
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.