Администрация Даниловского муниципального района

DJ-MegaMenu - модуль joomla Joomla

Вы сейчас здесь:

В мастерской художника

14 ноября в Даниловской художественной галерее открылась необычная выставка под названием «Мастерская художника», которая будет работать до 12 декабря. Частички своих творческих храмов, предметы и картины представили члены Союза художников России живописцы - постоянный участник региональных, республиканских, всесоюзных, зарубежных выставок Платон Крохоняткин из Ярославля и наш Владимир Середа, художник-график Сергей Севрикеев, ведущий скульптор Ярославля, член-корреспондент Российской Академии художеств Елена Пасхина, а также архитектор и скульптор Илья Брандуков.


Причины своего особого внимания к нашей художественной галерее Елена Васильевна Пасхина выразила просто:
- У нас произошло какое-то взаимопроникновение.
Здорово, что это случилось: и скульптурный симпозиум «Шахматный этюд», и аист возле здания галереи, и тороповские пленеры, и выставки, в том числе новая – какой другой район может похвастать такой дружбой!
«Стиль жизни мастера и его оригинальная творческая манера накладывают особый отпечаток на образ этого пространства, - рассказывают организаторы в описании выставки. - Не случайно художники прошлого и настоящего так увлекались изображениями своих мастерских. Они интуитивно догадывались, что мастерская – одновременно и автопортрет художника и портрет его эпохи». Вот это и привлекло сотрудников нашей галереи при выборе темы очередной выставки.
По тем незначительным фрагментам мастерских, картинам, предметам, палитрам, краскам, кистям и мольбертам автопортретов мы, может быть, и не увидим. Но как здорово эта выставка расширяет кругозор! Что мы знаем о художниках? Как создаются картины? Из каких материалов, какими красками, инструментами? Не очень-то я и задумывалась. Пока вот эта выставка не приоткрыла закулисье.
Мастерская оказалась интересной. Пузыречки с льняным маслом для разведения красок, наборы кистей, с которых уже сошли на полотно, может быть, редкие картины, мастихины – специальные инструменты для смешивания красок, более напоминающие о ремесле, чем о художестве, мелки, карандаши, наконец, палитра (для непосвященного – дощечка для смешивания красок с набором цветов, типичных для конкретной картины, или конкретного художника)… Волшебство смеси красок всегда индивидуально и потому бесценно. Палитры сами по себе являются художественными произведениями, их коллекционируют. И даже продают. В одном из залов – интерактивный стенд, приглашающий угадать, кому из художников принадлежит та или иная палитра. Вот эта, с большим набором черных красок – Гойя, яркая и богатая – Моне, вот чистая палитра Гогена и простая – Рембранта. Я угадывала плохо. А вот Надежда Смирнова, художественный опыт которой развился в студии Владимира Середы, читала по палитрам, как по писанному.
Платон Крохоняткин принимал участие в тороповских пленерах, тонкий и трепетный живописец. А еще он собирает всякие предметы. Как известно, связь человека и любимых им предметов, - как характеристика, написанная нетрадиционным способом: сумеешь - читай. Тем более, что художники не злоупотребляли вниманием посетителей, говорили о своих любимых предметах бегло, дескать, смотрите сами.
В мастерскую Владимира Середы даниловцы имеют возможность заглянуть всегда. Она – особенная, как и палитры его картин, одна из которых представлена на выставке. Впервые Владимир показывает свой «Натюрморт со скрипкой». Интересны и эскизы, и наброски, и сделанные его руками мольберт, планшет для графики, инструменты для гравирования, кассетник.
Сергей Севрикеев первым в Ярославле освоил редко встречаемую сегодня технику офорта, когда рисунок сначала наносится специальной иглой на металлическую пластинку, затем протравливается кислотой и пропускается через станок, на котором делается отпечаток. С него можно сделать 250 копий, и каждая будет равноценной авторской.
Все ждали мастер-класса Елены Пасхиной. И вот она начала ворожить.
Нашему вниманию была представлена фигурка из проволоки, напоминающая человечка с детского рисунка: ручки, ножки, огуречик – получился человечек. Это остов статуи. Он был укреплен на горизонтально вращающемся станке, называемом кобылкою. Художник начинает обкладывать остов специальным скульптурным пластилином. Фигурка быстро поворачивается рукой скульптора. Сперва она прирастает все новыми и новыми кусками материала, набирает форму, затем мастер удаляет лишнее, и эти два действия чередуются все чаще и чаще. И вот фигура уже не вызывает сомнения – это музыкант с трубой. Если вначале натурщик не требуется мастеру, то теперь без него трудно. С трубой пришел преподаватель школы искусств Даниил Корегин, он и стал натурой для будущей скульптуры. Елена Васильевна просит его повернуться то лицом, то спиной, то боком, в зависимости от того, как смотрит на мастера будущая скульптура. Руки всё прилепляют куски пластилина, убирая лишнее пальцами, или стеком, специальным инструментом для проникновения в те места скульптуры, которые недоступны пальцам. Процесс завораживает. Фигура меняется – не уследишь.
И наступает момент, когда ты вдруг осознаешь, что на твоих глазах происходит процесс совершенствования, самый загадочный и непостижимый, который может закончиться достижением цели, то есть совершенством создания.
И скульптура оживет?
Мне вспомнились строки стихотворения Майи Борисовой «Ночной шёпот Галатеи, обращённый к ученику Пигмалиона»:
Перелепи моё лицо, скульптор!
В ладонях мни его, как мнут глину...
Поторопись меня лепить, скульптор,
а то я снова убегу, сгину.
Чем совершеннее произведение скульптора, или художника, тем больше вероятности, что оно будет жить своей жизнью, независимой от воли создателя. И в какой-то миг мне показалось, что это произойдет сегодня, на наших глазах. Трубач поднимет инструмент и заиграет мелодию, ту, которая нравится ему. И станет ясно, что он больше не подвластен создателю. Ворожба!
Скульптурку трубача, еще не завершенную, Елена Васильевна оставила на выставке в художественной галерее.
Во время процесса лепки неутомимо работал Илья Брандуков, который успел сделать дружеские шаржи на всех посетителей выставки. Благоприятствовало то, что люди не возражали, они неотрывно следили за процессом создания скульптуры. Но первая реакция простого человека, особенно женщин, увидевших дружеский шарж на себя, как правило, неадекватна: «Это я такая?!» Зато другие посетители смотрели шаржи с удовольствием и конечно сразу узнавали натуру. Кстати, выставки дружеских шаржей у нас еще не было?

DSC_3766.JPG DSC_3771.JPG DSC_3780.JPG DSC_3805.JPG DSC_3819.JPG DSC_3829.JPG