Администрация Даниловского муниципального района

DJ-MegaMenu - модуль joomla Joomla

Вы сейчас здесь:

Расстрелян за веру

Григорий Михайлович Леонтьев оставил своё имя в истории даниловского края. Глубоко верующий человек, он помогал церковным общинам Воскресенской церкви в Данилове и Казанского собора на Горушке выстоять в годы гонений церкви советской властью. Леонтьев родился 7 июля 1872 года в семье мещан. Образование имел низшее – 4 класса церковно-приходской школы. Был женат на Ксении Михайловне, дочери даниловского купца Михаила Степановича Лукьянова. В этом браке родилось четверо детей: Леонтий, Николай, Сергей и Елизавета. Супруга умерла рано, оставив мужу в наследство 2/6 дома по улице Петроградской, 21.
С 1896 по 1899 год Леонтьев служил секретарем начальника Ярославской местной бригады Сиротского суда. С 1914 по 1919 год работал бухгалтером в Даниловском банке, с 1924 года – счетоводом. Некоторое время был и председателем городской земской управы. Таковы сведения государственного архива Ярославской области.
В 1922 году Григорий Михайлович Леонтьев был первый раз арестован советской властью и осужден на 3 года за противодействие властям при изъятии ценностей из Воскресенской церкви. Церковная комиссия из прихожан - Михаил и Дмитрий Кругликовы, Григорий Михайлович Леонтьев, прихожанка Соколова и священник Юматов пыталась тормозить работу и "создать атмосферу явно контрреволюционную". Дело было передано в ГПУ. Ценности изъяты. Всего из Воскресенского собора изъято 177 предметов весом 8 пудов 14 фунтов 21 золотник. Обнаружены и ценности, относящиеся ко времени до 1835 года.
В 1926 году Леонтьев вновь арестован за контрреволюционную деятельность.
В чем же она заключалась?
В протоколе допроса от 1 августа 1927 года имеются показания некой Агриппины Ефимовны Грибковой, уроженки Московской губернии, которая жила в Казанском женском монастыре: «Леонтьев Г. М. до революции служил в банке,.. ходил в монастырь. В 1915 – 1916 г. образован … комитет по постройке Казанского собора. Леонтьев был членом строительного комитета до конца 1918 г., т. е. когда была закончена постройка собора. В 1922 г., когда отбирали церковные ценности, Леонтьев был членом церковно-приходского совета Воскресенской соборной общины. После отбытия наказания в 1924 г. становится членом церковно-приходского совета Казанской общины. … Леонтьев в начале 1925 г. был секретарем церковной общины до ликвидации монастыря. После ликвидации… ходатайствовал о возвращении монастыря, писал черновики, трем монашкам предоставил в своем доме квартиры. В апреле – мае 1926 г. Леонтьев становится председателем церковно-приходского совета Казанской общины. На него возложена обязанность производить закупку дров, свеч и других хозяйственных принадлежностей, заботиться о состоянии здания. На квартире у Леонтьева останавливаются лица духовного мира во время приезда в г. Данилов. 26 августа 1926 г. останавливается архиепископ Варлаам вместе с иеромонахом Казнилием, потом в конце января 1927 г. …вологодский епископ Селиверст. Дважды останавливался священник Захарий Боченин из Геннадиевского монастыря. Приезжал священник Милослав Павел из г. Любима. На квартире происходили спевки к большим праздникам. Спевками руководила лично я , т. к. наша регентша часто болела. Арест Леонтьева среди монашин вызвал недоумение. Монашки говорили, что первый раз арест 1922 г. был связан с изъятием церковных ценностей, а теперь арест – не известен».
Эта цитата из протокола приведена почти дословно. Показания священника Казанской церкви Николая Версотанова совпадают с показаниями Грибковой почти слово в слово. Оба очевидца как нельзя лучше убеждают в том, что ничего предосудительного против советской власти Леонтьев не затевал и не делал.
На допросе Леонтьева спрашивали о происхождении стихотворения «На злобу дня». Я пыталась найти это «антисоветское» стихотворение, но, к сожалению, не нашла. «В семье читали стихотворение и смеялись», - сказал Григорий Михайлович следователю ГПУ. Вероятно, это были сатирические стихи о тогдашней жизни. Но ведь только стихи!
Тем не менее, Леонтьев был изобличен в систематической антисоветской агитации и приговорен к 5 годам концлагерей. В 1932 году, не успел выйти , как вновь приговорили к 3 годам лишения свободы. Во время обыска изъяли 30 фотографий, в том числе две фотографии Николая Романова, 55 писем, советское серебро на 43 рубля и 4 книжки. В это время Леонтьев был членом приходского совета Казанского собора и одновременно заведующим хозяйственной частью Воскресенского собора в Данилове.
Как следует из истории Казанского женского монастыря, Григорий Михайлович Леонтьев оказался одним из тех, кто в 1928 году, после разгона монастыря советской властью, с сочувствием отнесся к судьбе его насельниц. В его доме нашли приют настоятельница монастыря игуменья Мария с послушницами Грушей Грибковой и Шурой Соколовой.
Наступил 1937 год, и полковник НКВД Плетнев из Москвы вновь запрашивает дело Леонтьева в связи с проверкой дела Блумберга. Вновь арест, конфискация, хотя конфисковать было нечего. Нашлись серебренные монеты: 2 - иностранные, 2 - царские, 16 (50 копеек) советских и серебренная монета достоинством 1 рубль. Но в протоколе допросов подается как факт, что Леонтьев, якобы, состоит в Русском народном союзе Михаила Архангела, черносотенной организации. Что подобного произойти с верующим человеком не могло, НКВД не смущает.
В постановлении об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения говорится: «…в прошлом председатель городской земской управы, ярый фанатик-церковник, среди населения вел контрреволюционную агитацию против советской власти и дискредитировал вождей партии и советского правительства. Имел тесную связь с поляками Харбицким, Ковалевским, вместе с которыми обсуждал вопросы о новых повстанческих формированиях в Даниловском районе. Свой дом предоставлял для сборов антисоциальных элементов, организовывал эти сборища…» И резюме: «…содержать под стражей в Даниловской тюрьме».
Каковы же были доказательства? Был знаком с Соколовым Иваном Авдеевичем, авторитетным человеком среди верующих, с Ковалевским и Блумбергом, которые приехали из Харбинска, близко знаком с братьями Розовыми, Владимиром и Евгением. Оба в прошлом были священниками. Розов В. Н. долго служил в этом качестве на Кавказе, в 1919 г. участвовал в бело-зеленом восстании под предводительством Озерова, отбывал наказание на Соловецких островах. Розов Е. Н. - кадровый офицер царской армии, полковник генерального штаба.
«Да, все эти лица собирались у меня. Велись разговоры об укреплении религии и способах пропаганды среди людей, начинающих отходить от церкви». Однако, как следует из протокола допроса, с приходом Ковалевского и Блумберга стали обсуждаться вопросы о политике и советской власти. Например, дерзнули обсудить убийство Кирова. Ковалевский предположил, что оно совершено не с политической целью, что это просто месть из ревности. Блумберг и Соколов поддержали.
Ковалевский же, как следует из протокола допроса, ставит вопрос об организации повстанческих групп в связи с расстрелом троцкистской группы, так как этот факт, по его мнению, должен вызвать войну и недовольство среди крестьян, жизнь которых в колхозах резко ухудшилась, поэтому, считали, «…будет война и советская власть рухнет». Леонтьев был намерен подбирать в повстанческие группы людей и обещал материальную поддержку путем сбора денег с верующих под видом ремонта церквей. Розов Е. Н. должен был установить связь с белыми офицерами, а Розов В. Н. – с озеровской бандой.
«Озеровская банда» была разгромлена в 1924 году. Не было в районе и белых офицеров. Вряд ли в 1937 году кто-то мог искать с ними связи. Скорее всего, это были признания, выбитые кулаками сотрудников НКВД.
При каких обстоятельствах допросов Леонтьев признал себя виновным в том, что являлся участником контрреволюционной повстанческой группы и ставил перед собой задачу бороться с советской властью путем создания повстанческих формирований? НКВД умело выбивать признания в преступлениях, которых люди не совершали. А вот из допроса Ковалевского следует, что «…в Данилове были два человека, которые управляют всеми вопросами религиозных общин и являются авторитетными лицами среди верующих и духовенства, это Леонтьев и Соколов. Оба имеют свои дома. Как говорил Леонтьев, среди 8 тысяч населения 6 тысяч верующих, которые в любой момент встанут на защиту религии». Веры!
Это было в материалах первого допроса Ковалевского. На втором же допросе он показал, что общим предметом разговора собравшихся в доме Леонтьева был вынесенный верховным судом приговор троцкистско-зиновьевской группе. Собравшаяся группа – Леонтьев, Ковалевский, Блюмберг, Соколов, Розов и священник из храма Михаила Архангела, которого характеризовали как человека видавшего виды и способного на все, - пришла к выводу, что приговор «вызовет серьезные отношения СССР с враждебными сторонами Польши, Германии, Японии, и в скором времени война будет неизбежной и СССР будет поражен, так как красная армия вооружена плохо, командный состав безграмотный, крестьянство воевать не пойдет. Колхозники сидят голодные, к советской власти настроены враждебно. Единодушно решили создать контрреволюционное повстанческое формирование. В 2 часа ночи группа разошлась».
Были ли подобные разговоры? Могли быть. Только ленивый не обсуждал тайком в те лихие годы бедственного положения страны, колхозников и армии, в частности. Но когда практически отправляемый из одного заключения в другое Леонтьев успел вести контрреволюционную деятельность и создавать какие-то организации?
Так или иначе, Леонтьеву предъявили обвинение в том, что он является участником польской (!) контрреволюционной националистической повстанческой организации, возглавляемой Ковалевским, что он вел террористическую пропаганду. 13 января 1938 года вынесено постановление о его расстреле. 18 января приговор приведен в исполнение. Леонтьеву было 65 лет.
В тот же день расстреляны и остальные участники группы: Рудольф Вильгельмович Блумберг (1883 - 1938.01.18), пенсионер, житель г. Данилова ( ул. Свердлова, 69); Ковалевский Ришард Болеславович, пенсионер, 1882 года рождения, Польша, в Данилове проживал на улице Свердлова, 69; Розов Владимир Николаевич и Розов Евгений Николаевич, Соколов Иван Авдеевич, проживавший на ул. Карла Маркса, 33.
Все фигуранты этого дела были в разное время реабилитированы. Григорий Михайлович Леонтьев реабилитирован 6 июня 1989 года. Рассматривавшие дела расстрелянных граждан комиссии пришли к выводу, что репрессированы они были без вины. Значит, за веру. Значит, не могла советская власть простить Леонтьеву воспрепятствования разграблению церквей и сочувствия послушницам Казанского монастыря. Так было сфабриковано дело о контрреволюционном заговоре.