Администрация Даниловского муниципального района

DJ-MegaMenu - модуль joomla Joomla

Вы сейчас здесь:

Подумать о вечном

С 12 августа на здании Даниловской художественной галереи развевается Знамя Мира. Все потому, что Данилов стал участником Международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность», открытого в Париже, в Штаб-квартире ЮНЕСКО, в 2012 году и охватившего ряд стран Европы и Латинской Америки, Индию, Киргизию и Казахстан. В России проект удалось осуществить в 88 городах. Не стала исключением и даниловская земля. Чем для нас примечателен Пакт, который уже на протяжении восьмидесяти лет с момента подписания приобретает все большую и большую актуальность? Почему для нашего духовного развития важно понимание личности Н. К. Рериха и осмысление его творческого наследия? Попробуем в этом разобраться. 

Николай Константинович Рерих (1874 – 1947) – великий русский художник, мыслитель, поэт, писатель, археолог, общественный деятель, путешественник. После окончания гимназии одновременно учился на юридическом факультете Петербургского университета и в Императорской Академии художеств. С 1898 г. сотрудничает с Петербургским Археологическим институтом и активно участвует в раскопках, проводимых этим учреждением. Путешествуя по древним городам государства Российского (Ярославль, Владимир, Суздаль, Кострома, Ростов Великий, Смоленск, Киев, Нижний Новгород, Псков, Великий Новгород, Тверь и др.), Н. К. Рерих тщательно зарисовывал многие храмы и монастыри. Результатом путешествия по 40 городам, известным своими памятниками древнерусской культуры, стала серия этюдов и коллекция фотографий. Но главное здесь то, что у художника зародилась мысль о необходимости охраны народных святынь, поскольку он собственными глазами увидел много памятников старины в состоянии забвения и разрухи.
Во время Первой мировой войны Н. К. Рерих подготовил доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу, представив проект Положения об охране исторических памятников в России. Однако его идее было суждено воплотиться в жизнь спустя два десятилетия. 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне представители 21 государства американского континента подписали Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, известный нам как Пакт Рериха. Главной мыслью этого небольшого по объему документа (8 статей) является то, что обозначенные выше учреждения и памятники считаются нейтральными и должны пользоваться уважением и покровительством как в военное, так и в мирное время. Известен такой случай: когда американский президент Г. Трумэн был намерен осуществить атомную бомбардировку бывшей столицы Японии – города Киото, ему напомнили, что он подписал Пакт Рериха. От намерения пришлось воздержаться…
Символом договора стало предложенное Н. К. Рерихом Знамя Мира, представлявшее собой красную окружность с тремя кружками в середине на белом фоне. Знак Триединства был выбран неслучайно. В ходе многочисленных археологических раскопок и в результате изучения памятников разных времен и народов, Николай Константинович обнаружил, что этот знак прошел через историю и культуру многих народов мира. В очерке «Знамя Мира» Н. К. Рерих писал: «В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак…Он же на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Его можно найти на картине Тициана, на старинном изображении Преподобного Сергия, Святой Троицы. Он же на буддийских знаменах…Вот почему для знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия». Символ Знамени Мира никогда не обозначал принадлежность к какой-либо нации или религии. В то же время не удивительно, что знак Триединства имеет много толкований. Пожалуй, наиболее распространенное звучит так: три малых красных круга символизируют единство прошлого, настоящего и будущего в кольце Вечности. На открытии выставки представители Международного Центра Рерихов передали в дар городу и Даниловской художественной галерее Знамя Мира.
Вторая часть представленной в галерее экспозиции напрямую связана с даниловским краем. На основе сравнения фотографий дореволюционного и современного Данилова можно сделать удручающий вывод о нынешнем состоянии застройки в историческом центре города. Нельзя не отметить положительные изменения. Ярославский реставратор Вячеслав Сафронов подготовил проект восстановления Никольского храма. Заключительный этап реставрации предполагает установку купола на храме, что сделает это место одним из красивейшим в центре города.
Благодаря большому энтузиазму краеведа и мецената Дмитрия Андреева мы можем видеть основательно разработанный проект реставратора А.С.Рыбникова, предусматривающий возрождение Масаинского магазина. В ходе изучения памятника открылись любопытные факты, ранее неизвестные. Так, дом, построенный в 1833 – 1834 гг., первоначально имел полноценный третий этаж. И только реконструкция, произошедшая в период 1898 – 1908 гг., оставила привычные для нас два этажа. О зажиточности и осведомленности А. Н. Масаинова об европейских новинках свидетельствует подвальная система освещения из стекловых блоков «Люксфер». Примечательно, что данное изобретение было запатентовано американцем Джеймсом Пенникайком в 1882 г., а уже в начале XX века оно появилось у даниловского купца.
Отдавая должное воплощенному в жизнь, скажем, что администрация сумела развить желание и изыскать средства на ремонт школы искусств. Как следствие, у города появилось очень красивое здание. И это только начало. Много чего еще предстоит сделать. В частности, была открыта булыжная мостовая за Торговыми рядами. В залах галереи вы можете ознакомиться с эскизным проектом арт-площадки, выполненным Анной Гусевой - дизайнером, студенткой Санкт-Петербургской художественно-промышленной Академии им. А. Л. Штиглица . Но все в будущем! Хочется верить, что отношения городской администрации с художниками, дизайнерами, архитекторами будут более доверительными и приведут к тесному сотрудничеству. Только в таком случае это позволит увидеть плодотворные результаты совместного труда и восхититься произошедшими переменами в облике города.
В конце концов, и теми, и другими движет одна цель – оставить после себя добрую память. И очень кстати будут слова Н. К. Рериха: «Брат, покинем все, что меняется быстро. Иначе мы не успеем подумать о том, что для всех неизменно. Подумать о ВЕЧНОМ».
Степан БАКАРЯГИН,
студент исторического факультета ЯрГУ им. П. Г. Демидова.