Администрация Даниловского муниципального района

DJ-MegaMenu - модуль joomla Joomla

Вы сейчас здесь:

Любовь к родному пепелищу

Группа жителей города Данилова, обеспокоенная состоянием здания по улице Карла Маркса, 12 (бывшая библиотека), обратилась к депутату Земского собрания с просьбой разобраться, какова судьба этого здания,  кто его хозяин, и почему власти ничего не делают, чтобы привести его в порядок. Людей насторожили многочисленные, по углам здания, вскрытия, которые они приняли за естественные разрушения под влиянием природных и иных воздействий, вандализма и прочего.

Как выяснилось и сообщалось ранее, здание передано судебному департаменту в Ярославской области. Туда и обратилась депутат за разъяснением. Мне ответила заместитель начальника управления начальник ОКСа В. В. Тарутина: 

«Управлению Судебного департамента в Ярославской области в 2006 году в оперативное управление передано здание для размещения Даниловского районного суда по адресу: Ярославская область, ул. К. Маркса, д. 12, выявленный объект культурного наследия «Почта, конец  XIX века». Здание двухэтажное, общей площадью 392,3 кв. м. С момента передачи и до настоящего времени здание не переставало отапливаться для его сохранения, проведена консервация объекта: установлены металлические решетки на окнах и главном входе. Периодически производится замена разбитых стекол.

     В 2014 году ООО «Научно-производственная мастерская «Яблоко» разработало проект комплексного капитального ремонта здания в рамках программы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации «Комплексный капитальный ремонт зданий федеральных судов общей юрисдикции на 2014 – 2016 годы». Замеченные Вами и гр. Куликовой М. А. вскрытия стен являются результатом обследования кирпичной кладки здания в период разработки проекта. В 2015 году проведена историко-культурная экспертиза проекта. Проектом предусматривается усиление фундаментов и стен здания, замена стропильной системы и кровельного покрытия. Согласно п. 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация объекта культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) подлежит государственной экспертизе. В настоящее время решается вопрос о проведении государственной экспертизы проектно-сметной документации. После получения положительного заключения государственной экспертизы департамент культуры Ярославской области должен выдать разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. В рамках финансирования программы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации «Комплексный капитальный ремонт зданий федеральных судов общей юрисдикции на 2014 – 2016 годы» будет произведен капитальный ремонт здания».

Думается, ответ исчерпывающий. Однако и он нуждается в комментарии. В мае нынешнего года  принят Закон Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области». В соответствии с федеральным законодательством, Закон ликвидировал такой статус, как выявленный объект культурного наследия (ОКН). Только для объектов археологического наследия п. 6 ст. 18 сохранил прежний порядок, по которому они считаются выявленными с момента обнаружения. Все прочие имеют статус либо ОКН, либо объекта, обладающего признаками такового. При этом для организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, закон дает не более 90 рабочих дней со дня регистрации в областном органе охраны ОКН.

Закон актуальный. Ведь не секрет, что статус выявленного объекта культурного наследия часто присваивался искусственно. Выявленные объекты становились предметом политических спекуляций. Внимание к ним часто проявляли люди, чувствующие, что на этом можно заработать политические дивиденды.

Заложниками такого законодательства стали в первую очередь малые города. В свое время местные власти надеялись, что включение  объектов в разряд выявленных поможет реставрировать и капитально ремонтировать их. Как было бы хорошо-то! Но вскоре стало ясно: губу придется закатать. Выявленные объекты лишь охранялись государством, то есть были обречены на медленное умирание. Это породило невиданное обветшание малых городов, превращение их в развалины, граничащее с результатами военных действий.  При ремонте здания без специального проекта нельзя вбить ни одного гвоздя. А с согласованным проектом это должна делать специализированная лицензированная организация, средств на это не было и нет ни у государства, ни, тем более, у местного самоуправления.

Если ценность объекта подтверждена профессионалами-экспертами, его, безусловно, надо реставрировать и сохранять. Но степень ценности определяется не риторикой, а долей бюджета, которая выделяется на эту сферу. На практике же зачастую считается достаточным просто занести здание в список объектов культурного наследия и запретить его трогать. Так разбухали сомнительные списки, становящиеся препятствием не только к развитию малых городов, но и к сохранению настоящих памятников. То, что государство десятилетиями «сохраняло» для потомков, реставрировать уже невозможно.

Библиотеке повезло. Она попала в руки Судебного департамента, который еще при старом законодательстве сумел заказать и, главное, оплатить проект ремонта здания как памятника исторического наследия, несмотря на то, что такого статуса оно не имеет. И ремонт, судя по ответу, будет! Но это именно везение. И сколько лет потребовалось такой серьезной организации, чтобы подступиться к  ремонту – целое десятилетие! Но я думаю, не так и много, если учесть, сколько трудностей пережили за это время бюджеты, как тяжело подготовить реставрационный по сути проект и добиться, чтобы его готовность совпала с какой-то программой развития, пройти все конкурсные процедуры…

Нам по-прежнему есть о чем задуматься: будем ли мы продолжать увлекаться риторикой, или что-то сделаем для того, чтобы помочь своему городу выглядеть достойно и при этом не терять подлинных памятников архитектуры. Недавно завершился долгий ремонт  школы искусств. Сегодня работники и материальные ценности возвращаются в его стены. Ремонт оказался весьма дорогостоящим -  более 20 млн. руб. Именно его не короткий временной характер позволил вложить такие средства, которых по области ждут тысячи аналогичных памятников. Выполнены не все необходимые работы, на все средств просто не нашлось. Но выбор был невелик: или обречь здание на разрушение, или выполнить тот невероятный минимум. Сегодня оно украшает город. Таких, возрожденных, зданий у нас наперечет, как почти в любом малом городе. Не случайно в надежде на сохранение была распространена практика объявлять выявленными объектами культурного наследия даже не отдельные здания, а весь исторический центр. Прекрасно! Центры самобытны, они несут память эпохи. Однако и до сих пор отсутствие средств  для восстановления центров нередко превращает в руины весь город. Данилов был на грани. Его спасло новое строительство и пусть медленное, но восстановление районной администрацией старых зданий с помощью областного бюджета, программ развития и тысячи уловок, чтобы не попасть в тупик и не стать заложниками ситуации с охраной памятников. Часть зданий была продана и обрела вторую жизнь в частных руках, это тоже выход из тупика.Ни в одной стране мира бюджет не финансирует все работы по сохранению памятников.

Памятник концентрирует в себе время. Тем он неповторим и ценен. Но именно время и разрушает. А разруха влияет на формирование культуры не меньше, чем утрата памятника. И наша любовь к родному пепелищу понимается уж как-то трагически буквально.