Администрация Даниловского муниципального района

DJ-MegaMenu - модуль joomla Joomla

Вы сейчас здесь:

Альберт Зотиков. След на земле

    Та октябрьская неделя 2014 года выдалась холодной и дождливой. Участники середского пленэра досадовали: так хотелось тепла, красивых, солнечных этюдов, работы приятной и дружной, а погода словно глумилась над их желаниями и загоняла художников под крышу. Не выдерживали, уходили согреться и переждать непогодь даже молодые. Альберт Владимирович Зотиков рисовал и рисовал.

    - Раньше всех приходил, позже всех уходил, - вспоминает Владимир Середа. – Мы удивлялись его выносливости, звали согреться. Альберт Владимирович возражал: «Что, я зря приехал?» А потом и вовсе сразил наповал: «Пойду-ка я в Троицу». А до Троицы 10 километров. Мы еле уговорили поехать на автобусе. А обратно он все равно пришел пешком, с тяжелым этюдником и мольбертом. А в мольберте-то – маленькая картонка. И ради нее он отмахал такое расстояние. Вернулся уставший, даже измученный. 

    Весь свой пленэр Альберт Владимирович посвятил храмам. Середской – Смоленской иконы  Божией Матери Одигитрия - рисовал утром, днем и вечером, заходя то с одной стороны, то с другой. Коллеги удивлялись: зачем так тщательно? А он считал, что результатом пленэра должен стать не этюд, а полноценное произведение. Так и вышло с работами на пленэре в Торопово.

    - Представлял себя рьяным атеистом, а сам рисовал храмы. Помню, когда мы вдвоем работали на Горушке, в Казанском, расписывали зимний придел, часто беседовали об этом. Альберт Владимирович просто бравировал своими атеистическими взглядами. А матушка Екатерина как-то сказала ему: «Нет, Альберт Владимирович, Вы не атеист. Я вижу, как светятся купола на Вашей картине». Да и на этюдник себе он прикрепил икону: «Красиво же!» Дома у него тоже много икон, он ухаживал за ними и говорил: «Это – память о матери. Она ведь у меня неграмотная была».

    Так, бравируя и отшучиваясь, Зотиков никого не пускал к тому сокровенному, чем, вероятно, была для него его вера. А вот об искусстве мог говорить часами. Художники постоянно ходили к нему домой, засиживались. Особенно часто собирались втроем: Зотиков, Середа и Вениамин Землин. Ночи напролет проводили за разговорами и спорами об искусстве. Если кто-то переводил беседу на  другую тему, Альберт Владимирович начинал скучать, а то и отпускал в адрес друзей злые шутки.

    Ловлю себя на мысли, что это же понятно: о чем, как не об искусстве говорить умудренному Зотикову с молодыми ребятами? А, например, Владимир Середа вошел в его жизнь вовсе зеленым. Едва приехал в Данилов, как тогдашняя начальник управления культуры Евгения Данько буквально за руку привела Владимира к Зотикову: «Пойдем, я познакомлю тебя с настоящим художником». С тех пор и стали они друзьями. Удивительно.

    - Меня всегда подкупало его внимательное отношение к любому  художнику. Даже рисунок школьника он мог разглядывать подолгу и находил что-то положительное в нем. Видел и недостатки, но предпочтение отдавал плюсам, - говорит директор художественной галереи Людмила Головкина.

    - Он был очень гостеприимным человеком, - вспоминает Владимир. – Дома всех пытался накормить. А готовил так себе! Ничего, ели. Или я пельменей куплю.  Наперчим их красным перцем так, что дышать невозможно, и едим. Это уж какая-то традиция сложилась – перчить. Альберт Владимирович даже перцем специально запасался. Едим и смеемся друг на друга. Любил грибами угощать. Но судя по его рассказам, в грибах он не разбирался, и мы с большой опаской пробовали его соленые грибы. Мы праздновали у него дни рождения.  Они у нас рядом, я родился 6  февраля, он  -  28января. Пельменей сварим, по рюмочке и – за разговоры. Он не относился ко мне свысока. Мы много спорили, но Альберт Владимирович упёртым не был, он  мог переменить свое первоначальное мнение, если я убеждал его в чем-то.  И разница в возрасте не ощущалась. А вот учителем своим я его считал и считаю, у него многому можно поучиться.  Педагогом он не был, хотя порассуждать о педагогике в живописи любил. Постоянно и для всего искал теоретическое обоснование. Скажем, о роли света в учебниках много написано, а ему – мало, он свою теорию вывел. Так и в другом. На всё смотрел под своим углом зрения.

    Однажды и я удивилась его автопортрету, на котором Альберт Владимирович изобразил себя в желтой рубашке и почти ковбойском ремне. В  жизни я его таким не видела. А вот глаза – сосредоточенные на  чем-то своем, в которых отражается не окружающий мир, а нечто скрытое в самом художнике, глаза убеждают: это Зотиков. Это таинственный мир его души: живописца, рисующего пейзажи, но со взором,  устремленным вглубь себя.

   Желтую рубашку Альберт Владимирович  купил специально для этого автопортрета еще в молодости, и всю жизнь хранил ее. А когда Владимир Середа захотел рисовать его, сразу предупредил: только  в желтой рубашке. Впрочем, Владимир и сам хотел просить его об этом.

   Любимым художником Зотикова был Левитан. Именно на Левитана равнялся он как пейзажист. И незадолго до кончины, уже в больнице, попросил Владимира Середу принести книги по искусству. Владимир принес о Левитане. Почитать не удалось. «Буквы, – говорит, -  не вижу, только картинки посмотрел». Но посмотрел же!

    Не провожу никаких параллелей между великим Левитаном и незнаменитым Зотиковым. Но некоторые  сходства бросаются в глаза – трудолюбие и тщательность.  Сколько картин написал Зотиков! Друзья говорят, он постоянно был в работе, можно сказать, до последнего часа.

     - Сотни хороших этюдов остались никому не известны, потому что Альберт Владимирович не считал их выставочными работами, был слишком требователен к себе, - говорит Людмила Головкина. -  Он был убежден, что надо не этюды выставлять, а картины. И главным для него был образ. Если ради образа надо было исказить натуру, он делал это. Как сам относился к искусству, то же и в других искал. И мне понятно, например, почему ему нравился художник Герман Блинов, в картинах которого так много несоответствия натуре, но они образны и наполнены настроением, почему ему не нравится другой художник, правильно выписывающий все детали, но не умеющий взволновать. Подкупает преданное отношение Альберта Владимировича к делу, его очень серьезное отношение ко всему, за что брался. Немного встречается таких художников.  Даже те работы, которые он делал в 20 лет, уже не школярские.  Художником был многосторонним. Мы знаем его, как живописца. А он еще был дизайнером, изобретателем. Только известно это было лишь близким людям. И его удивительную дачу видели немногие.

    Дача – отдельная история. Я и впрямь услышала о ней впервые. А вот Владимир бывал там:

    - Представьте маленький домик без окон, без дверей.  Где открывается, знают только хозяева. Но это домик-трансформер. Стены, состоящие их двух ярусов, чудесным образом  раскладываются, нижние щитки  откидываются, ложатся на землю, а верхние превращаются в остеклённый балкон, с которого открывается вид на все четыре стороны. Домик вместительный. Есть три откидные кровати. И на втором этаже большая подвесная кровать на деревянных цепях. Да-да, на деревянных!  Дощечки скреплены одному хозяину понятным способом, и служат надежной цепью. Кровать закрывается от комаров пологом из марли, такой малобюджетный балдахин. Садовый инвентарь тоже прячется в какой-то потайной карман.  Много выдумки, фантазии, удивительных мелочей.

    И уж совсем узкий круг людей знает о том, что Альберт Владимирович последние лет десять изобретал … вечный двигатель. Делал чертежи, эскизы, вытачивал детали, собирал их. Сейчас изобретение  тоже находится на выставке в художественной галерее. Зотиков предполагал,  что  оно  может быть применено в автомобилях, моторных лодках и иных механизмах, вот только бы тормоз придумать. Друзья не верили,  посмеивались: надо же, как ребенок! Но считали, что для художника  любое творчество -  нормальное состояние. Альберт Владимирович свою работу не афишировал, просто делал и верил. Вот таким вдохновенным людям и принадлежат  все гениальные изобретения. Однажды о чудачестве Зотикова Владимир Середа рассказал своим друзьям – студентам физмата. Ребята загорелись: «Познакомь!»

    - Я опасался, что ничего хорошего из этой затеи не получится, они не поймут друг друга, у Зотикова же нет физико-математического образования. Но что тут было! Они три часа провели в бурных дискуссиях. Спорили, махали какими-то чертежами. И я увидел, что Альберт Владимирович вполне владеет  техническими терминами, они говорили на одном языке. Студенты были в восторге от него. А Зотиков добродушно простил им их горячность: «Молодые еще, не понимают». У самого сомнений не было.

    На пленэрах технические знания  Зотикова не раз выручали всех художников. Отключалось электричество – он без каких-либо инструментов устранял неполадку. Нерабочий телевизор в доме, где поселили группу, починил. Суровый быт часто облегчался его руками и его заботой. Умел всё! Еще в младые годы, работая на  заводе в Песочном,  увидел, как делают из глины посуду и сделал сам две чашки для матери и будущей жены в подарок на 8 Марта, как-то вынес их через проходную. Одна из чашек тоже находится на выставке.

    А вы видели его руки? Заскорузлые, битые, в шрамах и мозолях. Они не знали покоя и отдыха. В доме Зотикова была целая мастерская, даже прокатный станок имелся, потому что рамы к своим картинам он делал сам. Только в последние лет пять признал покупные. Вот и на выставке большинство работ в знаменитых зотиковских рамах из самого различного материала, выполненных на высоком художественном уровне.  

    Творение рук его можно встретить везде. Помните, как он оборудовал помещение загса? Сделал роспись, подвесные потолки, о которых в Данилове в конце девяностых  даже не подозревали, подобрал особенный интерьер. Своими руками смастерил стеклянный столик, обрамленный металлической вязью (он тоже находится на выставке). И загс заиграл!

    - Сейчас помещение это чистое, современное, уютное, но обычное. А на старых фотографиях, сделанных в загсе в ту пору, молодожены стоят, как в сказке, - делится Владимир. Да и я помню, как удивляли мы своим загсом гостей, - экскурсии водили.

    Герб на здании администрации района, медное обрамление памятной доски на Доме культуры, выполненное в форме абсиды алтаря Воскресенского храма, надпись на памятном камне, установленном в честь битвы даниловцев с поляками на Повалишке – многое оставил нам Альберт Зотиков. Но самое главное – здание художественной галереи, где он был первым директором и из обычной невзрачной двухэтажки сделал дворец искусства.

   На открытии выставки картин Альберта Зотикова его вспоминали, как человека безотказного и бескорыстного, готового помочь  друзьям, городу. Он – единственный художник, кто не продает свои картины. Считает, что у каждого художника должна быть своя коллекция картин.

    - Картины, подаренные им  нашим землякам Татьяне Дорониной и Юрию Любимову, он подписал не от себя, а от даниловцев, - подметила Людмила Головкина. – Он считал себя частью даниловской культуры.

     Владимир согласен:

     - Когда он делал витражи в Казанском соборе, попытку оплатить ему эту работу, воспринял с обидой. Я не раз был очевидцем, как он рассчитывал свои последние рубли, стараясь, чтобы хватило на пачку сигарет и на хлеб, а от денег отказывался.

    Да что там! Все еще помнят, как Альберт Владимирович сделал городу просто царский подарок: подарил все свои картины. Правда, спустя некоторое время решительно забрал их обратно, продемонстрировав непреклонный характер и твердость.

    Что это было?

    На выставке всем вроде бы известный Зотиков всё открывался и открывался с самых неожиданных сторон. Зашла речь и о его характере. Говорят, тот еще был характерец!  Скрытный, суровый, бескомпромиссный. Но сразу завязался спор. Кто-то знал его и другим: веселым, добродушным. Так какой же он был, наш Альберт Владимирович? Почему забрал назад подаренные картины, так ведь не поступают?..

    В книге регистрации художественных произведений галереи он оставил такую запись:  «Зотиков А. В., автор подаренной даниловцам частной коллекции, вернул себе все произведения ввиду того, что администрация и управление культуры считают фонд  ДХТ и собрание живописи народного музея своей муниципальной собственностью и распоряжаются по своему желанию. Я считаю, что фонд ДХТ и экспозиция народного музея – неприкосновенный культурный фонд, не подлежит растаскиванию по администрациям. Считаю невозможным больше работать в ДХТ. Зотиков А. В.»

    Думал, что дарил даниловцам, а оказалось – увы… И ушел. Это было в 2002 году. Я помню, как друзья уговаривали его остаться, да и сама просила об этом. Художественная галерея и Зотиков – это было единое целое, и уход создателя казался трагедией. Но он замкнулся и был непреклонен.

    - Да, характер у него был тяжелый, - считает Владимир Середа. -  Об этом говорит и то, что доступ к себе он ограничивал узким кругом лиц. Я не раз наблюдал, как он вдруг становился ершистым, упрямым. Но знал Альберта Владимировича и другим. Иногда из сурового человека он превращался в мальчишку, смеялся, дурачился до искрометности. Так было на тороповском пленэре. Решили мы прокатиться по бездорожью в тракторном ковше. А там можно было только стоять, ухватившись одной рукой. Зотиков тоже поехал. Дорога в ухабах, грязь летит на нас из-под колес. И было реально страшно, нам стало не по себе, а он хохотал.

    В последние годы стало особенно заметно, что Альберт Владимирович наделен еще одним даром – он прекрасный семьянин, любящий отец и нежный дедушка. Его дочь, Наталья, вспоминала: когда она решила стать музыкантом, отец нашел время, чтобы свозить ее в Москву, в оперу. Он считал, что если человек хочет чем-то заниматься всерьез, нужно доходить до глубин, и дочь должна знать, что такое опера. А когда приходил с внучкой в картинную галерею, - долго водил ее, останавливаясь перед каждой картиной, и рассказывал о ней. Внучка была еще мала и начинала быстро скучать. Но факт: насколько сам Зотиков серьезно относился ко всему, чем занимается, так и в детях, внуках своих хотел видеть то же отношение.

    И вот его не стало. На открытой в сороковой день памяти выставке стало как-то остро пониматься, какую большую утрату понесла художественная галерея, все мы. Выставка прекрасная. Собранные вместе, картины рассказывают о своем творце много и сокровенно. Возле одной из них, «Дачный натюрморт», явственно чувствуешь, что он где-то близко. Картина изображает окно и часть  террасы: краешек стола, старый стул.  И кажется, будто сам художник  только что поднялся с этого стула, положил на стол книгу, смотрит в окно, задумался…

    И хочется оглянуться…

    Татьяна МИХАЙЛОВА,

г.  Данилов.

Врезка:

Выставка Зотикова  открылась в художественной галерее 28 января. И будет работать до 28 февраля.   Ждем даниловцев на встречу с любимым художником.