Администрация Даниловского муниципального района

DJ-MegaMenu - модуль joomla Joomla

Вы сейчас здесь:

Прокуратура разъясняет (март 2024)

Об основных направлениях деятельности органов прокуратуры
Согласно ст. 129 Конституции РФ прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Полномочия и функции прокуратуры РФ, ее организация и порядок деятельности регламентированы Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
- надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Кроме этого, органы прокуратуры координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью; осуществляют возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования.
Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).
Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности
Порядок реализации избирателями права выбирать Президента Российской Федерации
Выборы Президента Российской Федерации будут проходить в период с 15 по 17 марта 2024 года.
В выборах могут принять участие граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, кроме признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.
Реализовать право на голосование избиратели могут как непосредственно на избирательном участке, так и по месту нахождения, онлайн или, при наличии соответствующих предусмотренных законом уважительных причин, на дому.
Голосовать на территории Российской Федерации можно по паспорту или иному документу, удостоверяющему личность, к которым относятся временное удостоверение личности гражданина страны, выданное на время оформления паспорта, военный билет или удостоверение взамен военного билета, справка, выдаваемая гражданам, находящимся под стражей, подозреваемым и обвиняемым. При этом проголосовать по военному билету возможно только в случае прохождения военной службы.
Для голосования по месту нахождения необходимо подать соответствующее заявление в территориальную, участковую избирательную комиссию, либо направить его с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Жители Московской области вправе принять участие в дистанционном электронном голосовании (ДЭГ), которое будет проводиться с использованием Федеральной платформы ДЭГ на портале vybory.gov.ru. Для участия в голосовании онлайн требуется предварительная подача заявления об участии в ДЭГ через портал Госуслуги.
Также в случае наличия уважительных причин, по которым избиратель не имеет возможность прибыть для голосования непосредственно на избирательный участок, участковая комиссия на основании его письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) обязана обеспечить возможность участия в голосовании.
Определены меры по обеспечению сохранности имущества или жилого помещения на время отбывания наказания осужденным
Статьей 313.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ определены меры по обеспечению сохранности имущества или жилого помещения, остающихся без присмотра на время отбывания наказания осужденным.
Суд принимает меры по обеспечению сохранности имущества или жилого помещения, остающихся без присмотра на время отбывания наказания осужденным, при наличии одновременно следующих условий:
1. отсутствие у осужденного возможности самостоятельно обеспечить законными способами сохранность указанных имущества или жилого помещения;
2. отсутствие сведений о том, что осужденным самостоятельно приняты достаточные меры по обеспечению сохранности указанных имущества или жилого помещения;
3. отсутствие сведений о том, что в указанном жилом помещении проживают члены семьи осужденного или иные лица, вселенные в указанное жилое помещение на законных основаниях.
С учетом конкретных обстоятельств суд может наложить запрет на государственную регистрацию перехода права, ограничения права на жилое помещение и его обременения, на регистрацию граждан в указанном жилом помещении по месту пребывания и по месту жительства без личного участия осужденного, а также принять иные меры необходимые для обеспечения сохранности жилого помещения.
Важно знать, что принятые меры могут быть отменены судом по ходатайству осужденного.
Уточнен порядок приостановки и возобновления действия срочных служебных контрактов госслужащих, принимающих участие в специальной военной операции
Подписан Федеральный закон от 14.02.2024 № 10-ФЗ «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», предусматривающий трудовые гарантии для госслужащих, принимающих участие в специальной военной операции.
На период прохождения военной службы либо оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ или войска Росгвардии, течение срока действия срочного служебного контракта госслужащего приостанавливается с гарантированным сохранением за госслужащим занимаемой должности. При этом контракт возобновляется после окончания военной службы на остаток срока его действия со дня приостановления.
Исключения составят контракты, заключенные на время выполнения определённого задания, либо на период замещения отсутствующего госслужащего. Для возобновления срока действия такого контракта необходимо заключить дополнительное соглашение к нему.
Документ распространяется на правоотношения, возникшие с 21 сентября 2022 года. Если с этой даты и до вступления его в силу срочный контракт с госслужащим был расторгнут, то его расторжение будет считаться недействительным.
Об ответственности за обработку личной информации без согласия гражданина и за незаконное размещение биометрических данных
Федеральным законом от 12.12.2023 № 589-ФЗ в часть 2 статьи 13.11 КоАП РФ «Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных» внесены изменения, согласно которым ужесточена административная ответственность за обработку персональных данных без согласия в письменной форме ее субъекта (когда оно обязательно) либо с нарушением требований к содержанию этого документа.
Указанное влечет наложение административного штрафа на:
-граждан в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей; -должностных лиц от 100 тыс. до 300 тыс. руб.; -юридических лиц от 300 тыс. до 700 тыс. руб.
Ранее размер штрафа для должностных лиц составлял от 20 тыс. до 40 тыс. рублей, юридических лиц - от 30 тыс. до 150 тыс. руб.
Также значительно увеличены размеры штрафов за повторное совершение этого правонарушения. К примеру, на должностных лиц - в размере до 500 тысяч рублей (ранее до 100 тыс. рублей), на юридических лиц - до полутора миллионов рублей (ранее до 500 тыс рублей).
Для банков, МФЦ и ряда других юридических лиц введена ответственность за нарушение требований в области размещения биометрических персональных данные в государственной информационной системе (ст. 13.11.3 КоАП РФ). Единая биометрическая система – государственная информационная система «Единая система идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных», которая содержит биометрические персональные данные физических лиц, векторы единой биометрической системы и иную информацию, которая используется в целях осуществления идентификации, аутентификации с использованием биометрических персональных данных физических лиц.
Таким образом, размещение и обновление банками, МФЦ иными организациями биометрических персональных данных в государственной информационной системе с нарушением установленных требований грозит наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей, юридических лиц - от 500 тыс. до 1 млн. рублей.
В Федеральный закон «О государственной социальной помощи» внесены изменения
Статьей 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлены случаи, в которых пенсионерам производится социальная доплата к пенсии.
Частью 10 статьи определено, что указанная доплата не выплачивается в период выполнения работы, иной деятельности, при которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию. Данное положение не применяется к детям-инвалидам, инвалидам с детства, обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, а также к детям, не достигшим возраста 18 лет, и детям, обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, которым установлена пенсия по потере кормильца, в отношении периодов их временного трудоустройства в свободное от учебы время и периодов участия в общественных работах по направлению государственной службы занятости.
В соответствии с Федеральным законом от 14.02.2024 № 21-ФЗ в данную статью внесено изменение, согласно которому в периоды, в которые не выплачивается социальная доплата к пенсии, не включаются также периоды получения гражданами указанной категории выплат за деятельность, осуществляемую в студенческих отрядах по трудовым договорам в каникулярное время. Закон вступил в силу 25 февраля 2024 года.
С 1 апреля 2024 года социальные пенсии будут проиндексированы на 7,5%
Социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, детям, оба родителя которых неизвестны) назначается нетрудоспособным гражданам.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальные пенсии индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.03.2024 №262 утвержден коэффициент индексации с 1 апреля 2024 г. социальных пенсий в размере 1,075. Таким образом, начиная с 1.04.2024 социальные пенсии будут увеличены на 7,5%.
О трудовых гарантиях освобожденным профсоюзным работникам
Статьей 375 Трудового кодекса РФ закреплены гарантии освобожденным профсоюзным работникам. Установление такой гарантии направлено на обеспечение освобожденных профсоюзных работников оплачиваемой работой, с тем чтобы профсоюзная деятельность, осуществляемая ими в прошлом, не повлекла для них неблагоприятных последствий, связанных с утратой в будущем работы и заработка.
Работнику, освобожденному от работы в организации или у индивидуального предпринимателя в связи с избранием его на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации, после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с письменного согласия работника другая равноценная работа (должность) у того же работодателя.
При невозможности предоставления указанной работы в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием в организации, у индивидуального предпринимателя соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев, а в случае получения образования - на срок до одного года. При отказе работника от предложенной соответствующей работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением общероссийского (межрегионального) профессионального союза.
Время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности.
Важно знать, что освобожденные профсоюзные работники обладают такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и работники организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с коллективным договором.
Об избрании меры пресечения предпринимателям
В настоящий момент законодатель идет по пути либерализации в части избрания меры пресечения лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступлений в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 99 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предпринимателям должна избираться такая мера пресечения, которая позволит продолжить осуществлять их профессиональную деятельность.
Частью 1.1 статьи 108 УПК РФ закреплено, что предприниматели, обвиняемые или подозреваемые в совершении определенных преступлений экономического характера (например, мошенничество, присвоение или растрата), когда эти деяния осуществлены в связи с предпринимательской деятельностью, могут быть заключены под стражу только в случаях:
-отсутствия у них места жительства на территории РФ;
-нарушения ими ранее избранной меры пресечения;
-сокрытия от следствия (дознания) или суда.
В материалах, обосновывающих ходатайство следователя или дознавателя об избрании предпринимателям меры пресечения в виде заключения под стражу, должны в обязательном порядке содержаться сведения, подтверждающие, что преступление совершено не в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Продление указанной меры пресечения более чем на 2 месяца возможно лишь с согласия руководителя следственного органа по субъекту РФ для следователя, а для дознавателя с согласия прокурора субъекта.
О новом подходе к определению статуса многодетной семьи
Учитывая роль семьи в развитии государства и общества, Указом Президента Российской Федерации от 23,01.2024 № 63 определены меры социальной поддержки многодетных семей. Многодетной семьей в России признается семья, имеющая трех и более детей, статус которой устанавливается бессрочно.
Предоставление многодетным семьям мер социальной поддержки (в соответствии с установленным перечнем) осуществляется до достижения старшим ребенком возраста 18 лет или возраста 23 лет при условии его очного обучения в образовательной организации.
Государством гарантируется предоставление пособий и выплат в связи с рождением и воспитанием детей, предоставление мер поддержки в сфере трудовых отношений, досрочное назначение женщинам страховой пенсии по старости, профессиональное обучение многодетных родителей и получение ими дополнительного профессионального образования, право на бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, выставок.
Предписано установить единый образец удостоверения, подтверждающего статус многодетной семьи.
Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации даны поручения обеспечить учет многодетных семей, информировать их о мерах поддержки и предоставление в приоритетном порядке социальной помощи, а также обеспечить реализацию мер по стимулированию занятости многодетных родителей в сфере предпринимательской деятельности. Рекомендовано установить такие меры социальной поддержки, как: бесплатное обеспечение детей в возрасте до 6 лет лекарственными препаратами; предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг; предоставление бесплатного проезда и питания ученикам образовательных организаций; прием детей в первоочередном порядке в организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам дошкольного образования и др.
Кроме этого, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации предоставлено право расширять категорию многодетной семьи с учетом национальных, культурных и демографических особенностей и устанавливать дополнительные меры соцподдержки многодетных семей.