Администрация Даниловского муниципального района

DJ-MegaMenu - модуль joomla Joomla

Вы сейчас здесь:

Прокуратура разъясняет (январь 2024)

Алиментные обязательства супругов и бывших супругов
Семейным кодексом Российской Федерации предусмотрена обязанность супругов по взаимному содержанию. Федеральным законом от 31.07.2023 № 403-ФЗ «О внесении изменений в статьи 89 и 90 Семейного кодекса Российской Федерации» в указанные статьи внесены изменения, касающиеся категорий граждан, имеющих право требовать в судебном порядке уплаты алиментов.
В статье 89 Семейного кодекса РФ закреплено, что супруги обязаны материально поддерживать друг друга. В случае отказа от такой поддержки и отсутствия соглашения между супругами об уплате алиментов право требовать их предоставления в судебном порядке от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют:
-нетрудоспособный нуждающийся супруг;
-жена в период беременности;
-супруг, фактически осуществляющий уход за общим ребенком в течение трех лет со дня его рождения;
-нуждающийся супруг, фактически осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком-инвалидом с детства I группы.
Кроме того, статья 90 СК РФ предусматривает случаи, когда на получение алиментов после расторжения брака имеет право бывший супруг. В частности, право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют:
- бывшая жена в период беременности, наступившей в период брака;
- бывший супруг, фактически осуществляющий уход за общим ребенком в течение трех лет со дня его рождения;
- нуждающийся бывший супруг, фактически осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком - инвалидом с детства I группы;
- нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака. При этом право на алименты нуждающегося в помощи бывшего супруга, достигшего пенсионного возраста, распространяется в том числе на лиц, достигших возраста 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин;
- нуждающийся бывший супруг, достигший пенсионного возраста не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время.
Размер алиментов и порядок их предоставления бывшему супругу после расторжения брака могут быть определены соглашением между бывшими супругами.
Об организации и о проведении внеплановых контрольных мероприятий в отношении предпринимателей в 2024 году
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в 2024 году внеплановые проверки проводятся исключительно по следующим основаниям.
ПРИ УСЛОВИИ СОГЛАСОВАНИЯ С ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ:
• при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
• при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;
• при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера;
• при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований;
• в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в связи с истечением срока исполнения предписания, выданного до 1 марта 2023 года, о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера;
• по решению руководителя, заместителя руководителя Федеральной налоговой службы в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (за исключением случаев, когда проводится контрольная закупка);
• по решению руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости или ее территориальных органов в рамках осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства, в случае поступления от работников обращений (информации), содержащих сведения о массовых (более 10 процентов среднесписочной численности или более 10 человек) нарушениях работодателями их трудовых прав, связанных с полной или частичной невыплатой заработной платы свыше одного месяца;
• по решению руководителя, заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в рамках федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных в отношении операторов, в случае если установлен факт распространения (предоставления) в информационно¬-телекоммуникационной сети «Интернет» баз данных (или их части), содержащих персональные данные;
• по истечении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданных после 01.03.2023
ВНЕПЛАНОВАЯ ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА И ВНЕПЛАНОВЫЙ ИНСПЕКЦИОННЫЙ ВИЗИТ ПРОВОДЯТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В СЛУЧАЯХ НЕВОЗМОЖНОСТИ ОЦЕНКИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРЕДПИСАНИЯ НА ОСНОВАНИИ ДОКУМЕНТОВ, ИНОЙ ИМЕЮЩЕЙСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ КОНТРОЛЬНОГО (НАДЗОРНОГО) ОРГАНА ИНФОРМАЦИИ.
БЕЗ СОГЛАСОВАНИЯ С ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ:
• по поручению Президента РФ;
• по поручению Председателя и Заместителя Председателя Правительства РФ;
• по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
• при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств);
• при представлении контролируемым лицом документов, сведений об исполнении предписания или иного решения контрольного (надзорного) органа в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;
• внеплановые проверки, основания для проведения которых послужило поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
• в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав;
• внеплановые документарные проверки при поступлении в контрольный (надзорный) орган в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции от дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа либо из органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, материалов о произведенном при проведении проверки сообщения о преступлении или при проведении оперативно-розыскных мероприятий изъятии этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, оборудования для их производства, не являющихся вещественными доказательствами по уголовному делу.
Допускается проведение:
1. профилактических мероприятий;
2. мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия;
3. мероприятий по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Проведение контрольных (надзорных) мероприятий по контролю без взаимодействия не требует согласования с органами прокуратуры.
Административная ответственность за продажу лекарств без рецепта
Федеральным законом от 28.04.2023 № 175-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены изменения в статью 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение установленных правил отпуска лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, выразившееся в отпуске указанных лекарственных препаратов без рецепта, если эти действия не содержат признаков уголовно-наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 10 000 руб. до 20 000 руб. или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 50 000 руб. до 100 000 руб.;
- на юридических лиц от 150 000 руб. до 200 000 руб.
Согласно примечанию к данной статье, фармацевтические работники, совершившие данное правонарушение, несут административную ответственность как должностные лица.
Расширен перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры госрегулирования в области охраны окружающей среды
Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к загрязняющим веществам отнесены вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве, концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.
Загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются с учетом уровня токсичности, канцерогенных, мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью; с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга; при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.
Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Государственное регулирование предполагает получение предприятиями разрешительных документов на выброс таких веществ и ограничение объемов выбросов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2023 № 2909-р обновлен перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. В указанный перечень добавлено 79 наименований, загрязняющих атмосферный воздух, водные объекты и почвы, таких как барий карбонат, бериллий и его соединения (для атмосферного воздуха), азот аммонийный, алюминий, диалюминий триоксид, анионные поверхностно-активные вещества (для почв); йодид-ион, лигнин сульфатный (для водных объектов) и др.
Предусматривается, что введение мер госрегулирования для новых веществ будет поэтапным, с учетом сроков получения предприятиями природоохранных разрешительных документов. Изменения вступают в силу с 01.01.2024, за исключением отдельных положений.
Об упрощенном порядке приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Республики Молдова
Президентом Российской Федерации 18.12.2023 подписан Указ № 962 «О приеме в гражданство Российской Федерации граждан Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Республики Молдова», которым установлен упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Республики Молдова.
В целях получения гражданства Российской Федерации указанные иностранные граждане обязаны предоставить в Министерство внутренних дел Российской Федерации или его территориальный орган заявление по форме, установленной положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 889, вид на жительство и документ, удостоверяющий их личность и гражданство.
Помимо указанных документов граждане Республики Казахстан и Республики Молдова должны предоставить один из документов, подтверждающих владение русским языком, за исключением случаев, когда указанные иностранные граждане освобождены от их предоставления (достигшие 70 лет или являющиеся инвалидами I группы).
Упростился порядок заключения договора водопользования
С 1 сентября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2023 № 274 установлен упрощенный порядок заключения договора водопользования.
В частности, сокращены срок принятия решения о возможности предоставления водного объекта в пользование (с 30 до 15 и 20 дней), а также перечень документов, предоставляемых заявителем для оказания государственной услуги в случае, если заявление о предоставлении водного объекта в пользование направляется в форме электронного документа с использованием единого или регионального портала госуслуг, а также ведомственных информационных систем.
Так, при при подаче заявления в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, не требуется предоставления копий документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, а также согласия на обработку персональных данных (для физических лиц).
Одновременно обновлена форма примерного договора водопользования.
Новые правила действуют до 1 сентября 2029 года и не распространяются на порядок подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе.
О возможности представления председателем совета многоквартирного дома интересов собственников помещений в судах в упрощенном порядке
Федеральным законом от 12.12.2023 № 592-ФЗ внесены изменения в статью 161.1 Жилищного кодекса РФ. Закон вступил в силу с момента опубликования, т.е. с 12 декабря 2023 года.
Теперь председатель совета многоквартирного дома может без доверенности выступать в суде в качестве представителя собственников помещений в многоквартирном доме по делам, связанным с управлением многоквартирным домом и предоставлением коммунальных услуг, при условии наделения его таким полномочием решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Решение общего собрания должно быть оформлено протоколом. В обязательном порядке решение должно содержать:
- перечень споров, связанных с управлением многоквартирным домом и предоставлением коммунальных услуг, по которым председатель совета вправе выступать в суде в качестве представителя собственников;
- перечень процессуальных действий, которые председатель совета вправе совершать от имени собственников в целях реализации переданного ему полномочия по выступлению в суде в качестве представителя собственников помещений в данном многоквартирном доме.
Таким образом, начиная с 12 декабря 2023 года, на основании доверенностей, выданных собственниками помещений в многоквартирном доме, или, действуя без доверенности, в случае наделения председателя совета многоквартирного дома таким полномочием по решению общего собрания собственников помещений, он вправе выступать в суде в качестве их представителя по делам, связанным с управлением данным многоквартирным домом и предоставлением коммунальных услуг.
Об ответственности за оскорбление в социальных сетях

Статьей 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за оскорбление. Под оскорблением понимается унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной форме, противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности.
Для наступления ответственности по данной статьей не имеет значения, высказано ли данное оскорбление лично, либо посредством направления сообщений, в том числе голосовых, в мессенджерах или в социальных сетях.
За совершение данного правонарушения предусмотрен административный штраф на граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей, на должностных лиц - от 30 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц - от 100 до 200 тысяч рублей.
За оскорбительные выражения, унижающие честь и достоинство, если они размещены на страницах в социальных сетях в свободном доступе, предусматривающем возможность ознакомления с ними неопределенного круга лиц, а также совершенные публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», предусмотрено более суровое наказание.
За указанные действия налагается административный штраф на граждан в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на должностных лиц - от 50 до 100 тысяч рублей; на юридических лиц - от 200 до 700 тысяч рублей.
Поскольку в соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях данной категории возбуждаются прокурором, в случае высказывания в Ваш адрес, в том числе в сети «Интернет», каких-либо оскорбительных выражений, унижающих честь и достоинство, следует обратиться в территориальную прокуратуру с заявлением о привлечении виновного к административной ответственности.

О налоге на сверхприбыль
Федеральный закон от 04.08.2023 № 414-ФЗ «О налоге на сверхприбыль» вступил в силу с 1 января 2024 года. В соответствии с пунктом 8 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации настоящим Федеральным законом устанавливается налог на сверхприбыль, являющийся налогом разового характера.
Обязанность уплатить разовый налог на сверхприбыль возникает, по общему правилу у организаций, с индивидуальных предпринимателей, физических лиц он не взимается. Перечень лиц, которые не признаются плательщиками налога на сверхприбыль, закреплен п. 4 ст. 2 нового закона. К ним отнесены организации, включенные по состоянию на 31 декабря 2022 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства; иностранные организации, начавшие осуществлять свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства после 1 января 2021года; организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога непрерывно с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года включительно; организации -застройщики, реализующие проекты с привлечением средств граждан - участников долевого строительства, размещенных на счетах эскроу в установленном порядке, которые в 2021 и 2022 годах не осуществляли выплату дивидендов и др.
Сверхприбыль определяется, если иное не установлено, как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год над средней арифметической величиной прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год. В случае, если средняя арифметическая величина прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год оказалась не более 1 миллиарда рублей, то налоговая база принимается равной нулю. Организация является плательщиком налога на сверхприбыль если средняя арифметическая величина прибыли за 2021 и 2022 гг. превышает 1 млрд. руб.
Налоговая ставка устанавливается в размере 10 процентов. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно, подлежит зачислению в федеральный бюджет, и уплачивается не позднее 28 января 2024 года.
Установлены меры социальной поддержки многодетных семей на федеральном уровне
В России 2024 год объявлен годом семьи. В поддержку многодетных семей Президентом Российской Федерации 23.01.2024 подписан указ «О мерах социальной поддержки многодетных семей».
Многодетной семьей считается семья, имеющая трех и более детей, статус которой устанавливается бессрочно. Региональным законодательством могут быть расширены категории многодетных семей с учетом национальных, культурных и демографических особенностей развития определенного региона Российской Федерации, а также установлены для них дополнительные меры социальной поддержки.
Меры социальной поддержки семье предоставляются до достижения старшим ребенком совершеннолетия или возраста 23 лет при условии его обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность по очной форме обучения.
Всем многодетным семьям гарантируются такие меры социальной поддержки, как предоставление государственных выплат и пособий в связи с рождением и воспитанием детей, предоставление поддержки в сфере трудовых отношений, досрочное назначение женщинам страховой пенсии по старости в связи с рождением и воспитанием трех и более детей, профессиональное обучение многодетных родителей и получение ими дополнительного профессионального образования в целях обеспечения их качественной занятости, право на бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха.
Вводится удостоверение многодетной семьи единого образца. Правительству Российской Федерации предписано вести банк данных многодетных семей, осуществлять мониторинг социально-экономического положения многодетных семей и реализации субъектами Российской Федерации мер социальной поддержки, определять порядок и условия участия организаций в предоставлении мер социальной поддержки.
Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано установить льготные условия по обеспечению лекарственными препаратами, оплате жилья и коммунальных услуг, бесплатному проезду, обеспечению питания, одеждой и спортивной формой учащихся общеобразовательных организаций, первоочередной прием в дошкольные образовательные организации, содействию в обеспечении жилищных условий и предоставлению земельных участков.
Предоставление указанных мер не должно повлечь за собой уменьшение объема и снижение уровня осуществляемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации мер соцподдержки многодетных семей в течение всего периода, на который присвоен этот статус.