УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ!
Расскажите ребенку о том, что для них открылась служба - ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ, куда они могут обратиться за советом и получить квалифицированную психологическую помощь. Занесите номер 8-800-2000-122 в мобильный телефон ребенка.
Звонки со всех мобильных и стационарных телефонов БЕСПЛАТНО
27 января театр «Диодор» в рамках цикла мероприятий «Открытая площадка творческих инициатив «Творческий квАРТал», посвященных 85-летию народной артистки Советского Союза, художественного руководителя МХАТа им. Горького Татьяны Дорониной, поставил пьесу «Собака» Валентина Красногорова. И тем самым - об этом уже можно говорить с уверенностью – изменил прежнему репертуару. А репертуар – определяющее начало в жизни каждого, пусть даже самого маленького и самого любительского театрального коллектива. Он дает представление о степени идейной зрелости коллектива, о том, насколько театр отвечает духовным запросам зрителей.
Вот написала это и задумалась. Вспомнила полные залы и горячие аплодисменты прежнему «Диодору». Может, я погорячилась? Может, прежний «Диодор» аккурат и отвечал в полной мере запросам зрителей? Горячее одобрение вызывал юмор, некоторая вольность и натурализм сцен, собственная трактовка произведений. Значит, это и нужно было даниловскому зрителю… Театр, он ведь состоит не только из актеров и ролей, но и из зрителей. Готов ли даниловский зритель воспринять серьезный разговор о добре и зле, о смысле жизни, о любви в самом высоком ее значении, о выборе? Предположим, не готов. И что же – без конца забавлять его? Или попытаться поднять зрителя над всем этим, обратить его внимание на темы глубокие, подтолкнуть к размышлению?
Мне кажется, такую попытку и сделал «Диодор» своим новым спектаклем.
Сюжет пьесы Валентина Красногорова прост: Мужчина, припертый обстоятельствами бытия, приводит любимого щенка Бульку на живодерню. Женщина, работающая там, пытается противостоять этому. У нее не получается, и щенок обречен на погибель. В пьесе всего три действующих лица: Мужчина, Женщина и Щенок. Роли исполнили Марина Плотицына, Артем Волошин и Ева Ивлева. Режиссер Михаил Козлов.
Но было бы очень упрощенно морализовать на тему: ай-ай, как бесчеловечно мы порой относимся к братьям нашим меньшим. Это – на поверхности. А что в глубине?
Есть два образа жизни, образа мыслей. Мужчина живет так, как большинство людей в наши дни: держится за работу, которая не слишком сложна и трудна, зато приносит хороший доход: «У меня и к зарплате надбавка и льготы разные... К тому же работа не пыльная, сменишь раз в неделю прокладку, а остальное время сиди себе в теплой компании, играй в картишки. Рельсы стучат, служба идет... Курорт на колесах. Правда, на стоянках приходится повертеться, но тут уже наш собственный интерес, гребем на себя. И немало... Где еще я найду такие условия?» Он одинок, потому что жена ушла. Банальная история. Щенок, который неожиданно прибился к мужчине и стал для него единственной радостью, ставит его перед выбором: или оставить его у себя и лишиться этой мало интересной, но прибыльной работы, или избавиться от щенка и вести привычный образ жизни. Отдать щенка в добрые руки не получилось, цвести подальше от дома – тоже, и хозяин, искренне любящий собачку, все-таки приводит ее на живодерню. Да что там! Сокрушаться в таком месте: «Как бы кашель не схватила» - это же цинизм высшей пробы, пусть и неосознанный.
Вот и размышляй зритель! Почему так происходит? Жизнь толкает? А ведь она действительно сурова: и работы сейчас не вдруг сыщешь, тем более хорошо оплачиваемой, и сам выбор кажется большинству людей надуманным: между хорошей работой и каким-то непородистым щенком… Да каждый выбрал бы работу! – воскликнет читатель. А может, для этого мужчины и выбора-то не существует? Да, он может смастерить для собачки жилеточку, может разделить с ней самый притязательный стол, может осудить других людей за жестокость, может испытать чувство вины, но… сделать переоценку собственной жизни, сделать выбор в пользу любви к живому существу не может. Потому и один. В его бедах всегда будут виноваты другие люди, обстоятельства, а он останется таким, каким его воспринимает и одобряет окружение: добытчиком!
Нет, собачку всем жалко, все умиляются и решительно возражают против живодерни… Так давайте подскажем выбор, который нельзя назвать предательством. Увести щенка в лес и бросить там, - все-таки не живодерня. Но предательство. Можно на время оставить у женщины, она предлагала, но… Мужчина отверг это предложение. Он не хочет вновь и вновь оказаться перед проблемой решать судьбу собаки, он уже решил её раз и навсегда. Просто сделать это цинично и скоро не позволяет невесть откуда взявшееся, не испываемое ранее чувство, что тебя искренне и бескорыстно любят. «Это для вас оно животное. А я через это животное, если хотите знать, человеком стал... Я теперь кому-то нужен... И самое главное, любит она меня не за деньги, не за должность... не за доброту даже, а так... Любит - и все!» - словно удивляется этому открытию герой пьесы. Интересно, а сколько людей предложили бы ему бросить привычный образ жизни, поискать другую работу ради этого случайного четвероногого друга, пусть даже до печенок преданного? Я не знаю ответа.
Еще более сложен образ женщины, работающей на живодерне. Вот даже звучит мерзко: женщина и живодерня! Но, слово за слово, и перед нами предстает человек редкий. «Говорят, у меня талант. Была девчонкой, мечтала всех женщин красивыми сделать... Такие наряды придумывала... А моими клиентками стали богатые жены и наглые торговки. Это как болото... Еще немного, и меня бы засосало». Но она смогла бросить любимую, по-настоящему творческую работу, но требующую таких качеств, как угодничество, любовь к деньгам, умение прислуживать. И при этом не растеряла своего – способности любить, спасать, жертвовать. Не случайно в её доме живут три собаки, не случайно она то жестко и напористо, то просто, по-человечески пытается отговорить мужчину от жестокого шага. Целую службу организовала по спасению собак. «Иначе зачем бы мне здесь работать?» - говорит она.
Автор произведения назвал его «Ссобака», имея ввиду конечно не собачонку Бульку, а именно женщину. «Я, как Булька ваша, если уж полюблю, так до конца, пока меня не бросят или не убьют. И сама того же от мужчины жду. А это уж совсем глупо. Где вы найдете такого, чтобы не обманывал, не изменял и жил только для тебя? Нет уж, лучше любить собак», - размышляет она.
Это Женщина ставит перед нами сложные вопросы. Почему мы придерживаемся в жизни тех правил, которые нам удобнее, которые диктует нам наша человеческая стая? Почему мы пускаемся во все тяжкие, лишь бы заработать? Почему мы стали такими потребителями в любви? И мы действительно все хорошие, пока нам это ничего не стоит? И вот вопросы, на которые каждый зритель может попытаться ответить сам себе: почему Женщина не обижается, когда ее называют собакой; почему она считает, что до живодерни «не докатилась, а наоборот, поднялась»? Почему Мужчину ей жаль больше, чем собаку? Он же такой, как говорят сейчас, - успешный: квартиру отделал, телевизор отличный купил, о дачке думает?
Здорово, когда театр заставляет тебя волноваться и думать. Это произошло. Но даже если свести коэффициент полезного действия пьесы к минимуму, то есть воспринимать как повесть об отношении человека к собакам, все равно ее полезно посмотреть. Расхожее высказывание – «Чем больше я узнаю людей, тем больше мне нравятся собаки» - тоже серьезнейшая тема, заслуживающая раздумий и действий. Елена Афрова, возглавляющая общественное движение «Верность», помогающее собакам выживать, не может скрыть своего разочарования владельцами собак. «Мы животных спасаем, а они потом вновь оказываются на улице», - с горечью сказала мне.
Татьяна БЕЛОВА.
Время работы - ПН-ПТ 8:00-17:00
Тел: (48538)5-11-45
Факс: (48538)5-10-68
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.