УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ!
Расскажите ребенку о том, что для них открылась служба - ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ, куда они могут обратиться за советом и получить квалифицированную психологическую помощь. Занесите номер 8-800-2000-122 в мобильный телефон ребенка.
Звонки со всех мобильных и стационарных телефонов БЕСПЛАТНО
В Даниловской художественной галерее открылась удивительная выставка под названием «Новогодний сундучок». В сундучке - открытки Елизаветы Бём из коллекции Анатолия Лисицына, а также рисунки художественного отделения Даниловской детской школы искусств и мастерской керамики Анны Майоровой, ёлочные украшения и открытки из домашних коллекций и новогодние истории с фотографиями из семейных коллекций.
В художественной галерее в этот день было не протолкнуться. Потому что посмотреть на рисунки своих детей пришли не только мамы, но и папы, и бабушки. Дебютанты выставки "Новогодний сундучок" - мастерская керамики Анны Майоровой при Центре физической культуры и спорта. Самый младший участник выставки - Юля Галаева с работой "Снеговик разбил нос".
Вернули в детство
Замечательная коллекция открыток Елизаветы Бём вернула меня в детство. Возможно, в шестидесятых годах я могла видеть открытки с изображением крестьянских детей и какой-то поговоркой в семейном альбоме родителей? Эти маленькие произведения искусства наши не избалованные интернетом бабушки и прабабушки могли хранить и передавать по наследству. А может быть, открытки выпускались и в годы советской власти. Так или иначе, а я их видела. Вот только никогда не задумывалась, кто художник этих открыток.
Самым ярким и значительным художником их была Елизавета Бём, девичья фамилия ее знатного рода – Эндаурова. Во второй половине XIX века государство позволило женщинам получать художественное образование, так и появились новые имена художниц. Одна из них - Елизавета Бём, яркая представительница русского стиля, охватившая самые разные техники изобразительного искусства - силуэт, акварель, стекло. Она - одна из немногих художников того времени, чье творчество было признано не только в России, но и в Европе и Америке. Крупнейшие музеи страны хранят ее произведения в своих фондах.
В силуэтах художница изображала мир русской деревни, в акварелях - детей в народных костюмах разных губерний, часто сопровождая их поговорками и присказками, создавала иллюстрации к произведениям русских писателей.
В 1875 году появилась первая серия «Силуэты» на детские темы, она имела большой успех и была быстро распродана. В 1877 году вышла в свет серия «Силуэты из жизни детей» из восьми листов в обложке. Еще при жизни автора она стала редкостью. А окончательное признание публики и критики принесли Бём силуэты 1882 года «Из деревенских воспоминаний», посвященные совсем маленьким крестьянским ребятишкам, их повседневным развлечениям.
В 1884 году художница выпустила «Пословицы в силуэтах», в 1885 году - «Поговорки и присказки». Всем композициям предшествовали многочисленные наброски и эскизы, выполненные с натуры, чаще всего летом в имении. По воспоминаниям С. Лаврентьевой, «Собираясь туда, Елизавета Меркурьевна закупала целые охапки деревенских платков, лент и грошовых детских игрушек для своих друзей, окрестных крестьянок и их ребятишек, встречавших свою барыню хлебом-солью в виде яиц и ягод; а барыня, одарив всех, принималась за срисовывание своих маленьких друзей во всех видах и положениях: чего они только не избегали, но охотно позировали перед доброй барыней...»
Елизавета Бём оформила полтора десятка книг, среди них - произведения Тургенева, Л. Толстого, Крылова, Гаршина, Лескова, русские народные сказки, сказки для детей.
Работы для открытых писем, тех, что мы, не задумываясь, называем открытками, занимали в творчестве Бём большое место. Расцвет искусства открытки связан с развитием стиля модерн и русским стилем, приверженцами которого и были авторы одних из первых русских художественных открыток - Н. Каразин и Елизавета Бём. Художественные открытки на основе созданных для них рисунков стали активно печататься в России только с 1898 года. Елизавета Меркурьевна создала для них более трехсот оригинальных композиций, - редчайшее явление для России.
Русский стиль дал художникам возможность попробовать себя в декоративно-прикладном искусстве. Стекло, с которым стала работать Бём, использовалось редко. Елизавета Меркурьевна была практически единственным художником русского стиля, работающим со стеклом.
Осталось загадкой, как Анатолий Лисицын собрал большую коллекцию открыток Елизаветы Бём. Но рассматривать её – удовольствие. Она погружает в мир детства и произведениями искусства, и воспоминания для людей старшего возраста о хранящихся еще кое-где этих открытках. Их мир удивителен, он будит в душе какие-то давно забытые впечатления и… радость. Надо смотреть!
Новый год шестидесятых
На выставке есть и открытки шестидесятых. Их я помню. Мальчик-Новый год, спускающийся на Землю из космоса, был в самых разных вариациях. Советские новогодние открытки 60-х и 70-х годов отличаются не только яркостью и красочностью, но и разнообразием сюжетов: это были любимые мультфильмы, фольклорные мотивы, и, конечно, новые достижения Советского Союза в освоении космоса… В радостных лицах людей, изображенных на них, уверенный взгляд в будущее, гордость своей Родиной, светлое ожидание новогоднего чуда, счастья и удачи. Целый чемодан таких открыток, рассортированных по художникам, десятилетиям и персонажам, принесла Ирина Геннадиевна Ашастина, штучно дополнили её другие хранители семейных традиций. А вот Ольга Михайловна Крылова, Маргарита Алексеевна Куликова, Алина Колесова предоставили для выставки еще ватных и грунтованных на папье-маше Дедов Морозов 60-х годов и старые игрушки. Ольга Михайловна нашла даже новогоднюю «Пионерскую правду».
Не могут не радовать воспоминания. Все праздничные, новогодние, таинственные. Но одно тронуло особенно. Оно называется «Берестяной зонтик». Речь идет о Новогодней Ёлке 1942 года, его автор – Маргарита Алексеевна: «В деревне Кузьмино Костромской области было 22 дома. Мужчины уже все были взяты на войну, осталось два старика: один был мастер по дереву, делал сани-сайки, кадки, другой чинил упряжку для быков и лошадей и подшивал валенки всей деревне. Детей в деревне было около двадцати, половина из них были малолетки. Мне было 6 лет, брату - 4 года. Нашим мамам было не до новогодних елок. Без выходных работали в колхозе.
К нашим соседям Смирновым приехали эвакуированные из Ленинграда родственники. Вот они-то и устроили нам, малышам, елку. Елка была густая, красивая, до потолка. На неё повесили карамельки, пряники. Бумажные игрушки эти люди клеили и красили сами. Съедобные игрушки после праздника с елки сняли и нам разделили, а также и все остальные игрушки. Нам с братом достался берестяной зонтик на спичке, маленький, беленький, очень хрупкий, очень тонкий, сделан из самого верхнего слоя бересты, почти прозрачный».
А вот записи Ирины Слезкиной (Воронцовой) «Заводская ёлка»: «Самые яркие новогодние воспоминания у меня остались от заводской Ёлки в клубе ДЗДС. Заводчане нашли в лесу и привезли высокую и пушистую ёлку. Её богато украсили, а заводские электрики сделали специальное приспособление, позволявшее ёлке вращаться. Мне предложили выступить в роли Снегурочки. А Дедом Морозом стал Иван Нестерович Купич – наш знаменитый земляк, поэт и музыкант. Свои слова я тщательно зубрила и очень волновалась. Наконец наступил день встречи Нового года. На первую утреннюю Ёлку пришли самые маленькие дети. Мы облачились в костюмы. В красный мешок под завязку насыпали конфет. Дед Мороз закинул его за спину, взял посох, украшенный ватой и мишурой.
Дед Мороз говорил громко, но очень добрым голосом, сыпал шутками и прибаутками собственного сочинения. Садился под ёлочку и сажал на колени малыша, и тот абсолютно не боясь, читал стишок и получал заслуженное угощение. Я видела, как по лицу Деда Мороза струился пот, и он время от времени, сдвигая бороду, незаметно утирался платком. Мы провели ёлок пять и перед каждой пустой мешок наполнялся до отказа. А Дедушка вел себя так бодро и весело, шутил и плясал. Я восхищенно наблюдала за ним и пыталась подражать. Наконец этот длинный день закончился. Я заработала мягкую игрушку – белую, кудрявую собачку и сладкий подарок: в прозрачном пакетике – яблоко, вафли, немного конфет, маленькая шоколадка и грецкие орехи. После этой Ёлки у меня началась дружба с таким прекрасным человеком, как Иван Нестерович Купич».
Из воспоминаний Марины Бородиной: «Мама работала в детском садике воспитательницей, сад был очень хороший. Работники такие чудесные новогодние утренники делали! На них приходили, как на концерт. Моя сестра уже училась в Ленинграде, и мама - о, чудо! - попросила ее купить там серпантин и ящик апельсинов для подарков детям. Зал украшали волшебно: сшивали много белых простыней, застилали весь пол, мелко нарезали дождик и усыпали пол, будто снегом. На елке блистал серпантин. Окна тоже украсили "наличниками"- сосульками из картона. Подарки мама раскладывала не в обычные целлофановые кульки, как все, а каждый раз придумывала что-то особенное. Однажды, например, мы все вечера с няней крутили из картона фунтики, ярко раскрашивали их, пришивали к верху ткань, чтобы завязать мешочком. Ох, маминой группе тогда все дети завидовали! Было это в Гудермесе, тогда ЧИАССР...»
Новая выставка будет работать до 20 января. Не упустите шанс сходить и прикоснуться к чуду. А на мастер-классе «Ёлочная игрушка из ваты. Дети в новогодних костюмах лесных зверей», который пройдет в галерее 4 и 5 января, у даниловцев есть возможность под руководством художников Галины Сергеевой (Ярославль) и Тамары Беляковой (Данилов) сделать по старинным технологиям авторскую новогоднюю игрушку из ваты, которая станет достойным украшением вашей новогодней красавицы. Начало в 11.00.
Татьяна БЕЛОВА.
Время работы - ПН-ПТ 8:00-17:00
Тел: (48538)5-11-45
Факс: (48538)5-10-68
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.