Администрация Даниловского муниципального района

DJ-MegaMenu - модуль joomla Joomla

Вы сейчас здесь:

teldovУВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ!

Расскажите ребенку о том, что для них открылась служба - ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ, куда они могут обратиться за советом и получить квалифицированную психологическую помощь. Занесите номер 8-800-2000-122 в мобильный телефон ребенка.

Звонки со всех мобильных и стационарных телефонов БЕСПЛАТНО

Деньгами надо управлять

   18 декабря Земское собрание утвердило  самый главный документ - бюджет Даниловского района на 2015-й год и плановый период 2016 – 2017 годов. О бюджете и наша беседа с начальником финансового управления администрации Даниловского района Зинаидой Матаковой.

   - Зинаида Александровна, верстку бюджета Вы называете  самой  увлекательной работой. Вам, финансистам, приходится совмещать, на первый взгляд, несовместимое:  горячие желания бюджетной сферы и населения жить лучше и получить больше с Бюджетным  и Налоговым кодексами, с полномочиями, политикой области и при этом всё равно заложить в главный документ динамику движения, исключить инерцию и прозябание. Так какой же он, бюджет?

   - Прежде всего, бюджет района должен быть социально направленным. Этот принцип – главный. Местное самоуправление к человеку ближе других уровней власти, мы лучше знаем, кто и как живет, кто в чём нуждается. Вопросы развития экономики регулируются и стимулируются федерацией, регионами, работают по их программам, а нам определена законодательством именно забота о содержании бюджетной сферы, укреплении ее материально-технической базы, коммунальные услуги, своевременная выплата зарплат и их повышение, организация питания в детских садиках и школах, поддержание чистоты в них, то есть всех тех услуг, от которых  зависит качество жизни человека.

    Бюджет должен быть программно-целевой. И нынче мы впервые добились, чтобы все расходы бюджета осуществлялись по программам, в которых предусмотрены как текущие расходы, так и на развитие. Каждая программа содержит оценку ее эффективности по результатам работы.

    Важно также, чтобы бюджет был прозрачным и открытым. Не случайно в течение всей работы с проектом мы привлекаем население, руководителей и специалистов всех управлений бюджетной сферы. Внимательно рассматриваем просьбы и пожелания, учитываем, какое звено районной инфраструктуры надо укрепить. Проект бюджета нынче обсуждался не менее пяти раз, вносился на публичные слушания, корректировался.

   Нужно понимать и то, что жить нам приходится по средствам, расходы бюджета не могут быть больше его доходной части.

   - А доходы наши оставляют желать большего…

   - Конечно. Налоговая политика постоянно меняется, а вместе с ней и наши доходы. Было время, когда собственные доходы составляли в бюджете до 30 процентов, а сейчас - 10 – 11.

   - Тем не менее бюджет  никогда не был миллиардным, а сейчас именно таков.

   - Наш бюджет один из самых объёмных среди районов. Это объясняется тем, что в последние годы мы активно участвуем во многих региональных программах развития и получаем субсидии.

    Но каждому району хочется иметь большую собственную доходную базу. Однако налоги определены Налоговым кодексом, распределение их рассчитывается исходя из полномочий, которые определены району для исполнения, и чуда тут произойти не может.

   - Все-таки, как складывается собственная доходная база?

   - Доходы планируем получить в сумме 846,5 млн. руб., их них 83,2 млн. руб. – собственные. В бюджете района основной источник дохода - налог на доходы физических лиц – на 2015-й год прогнозируем  поступление  49,3 млн. руб. Норматив отчисления в районный бюджет от этого налога в 2015-м году повысился на 8 процентов,  что обусловлено передачей в район некоторых полномочий из  сельских поселений. Но число плательщиков налога уменьшается. Крупных предприятий у нас нет, надежда на торговлю, отчисления от заработной платы бюджетной сферы и предприятий  железной дороги. Однако если раньше НДФЛ получали от СЖД в объеме 1,6 млн. руб. ежемесячно, то сейчас – около миллиона. Мы просматриваем поступление налога, и я должна сказать, что, например,  сетевые магазины, которые принято считать бесполезными для нашей налоговой базы,  платят НДФЛ стабильно, -  у них большая численность работающих и белая зарплата.  Резервы роста этого вида налога – создание новых рабочих мест и приход инвесторов.

    В среднем на 30 – 50 процентов снижена ставка акцизов на нефтепродукты, недоберем, по прогнозам, 8,7 млн. руб.,  получить планируем  13 млн. руб. Единый налог на вмененный доход должен дать в бюджет 9 млн. руб, госпошлина – 2 млн., она подрастет в 1,4 раза. 400 тыс. руб. планируем получить от налога на добычу полезных ископаемых, тут у нас всего один плательщик.

     Стараемся держать  под контролем и так называемые неналоговые поступления. Управление муниципальным имуществом постоянно контролирует арендную плату за земельные участки, за муниципальное имущество и недвижимость. Если необходимо, рассылаем задолжникам уведомления,  в суд обращаемся. В свою очередь нас контролирует представительный орган.

   - Еще больший интерес вызывают у людей привлеченные доходы. Совсем недавно услышала на депутатском приеме: дескать, денег нет, так надо ехать к губернатору и просить. Как убедить людей, что ехать и просить – это уже несколько лет не работает, сейчас совсем другие подходы?

   - Бюджет района дотационный. Размеры дотации определяются, исходя из нормативов на содержание бюджетной сферы, расчеты делают профильные департаменты области. Разницу между потребностями и собственными доходами и составляет объем средств на выравнивание бюджетной обеспеченности, то есть размер дотации. Эта норма прописана в Положении о бюджетной политике области, и просить ничего не надо, что кому положено – все получат.

   А для того, чтобы войти в программы развития, району требуется провести очень большую работу: обосновать необходимость строительства, например, детского сада, рассчитать эффективность, окупаемость (сейчас все программы работают на конечный результат), подготовить большой пакет документов, заказать проект, провести все процедуры согласований, экспертиз, конкурсов и аукционов, обязательно найти деньги в собственном бюджете на софинансирование и т. д.  Да еще и все риски берешь на себя, тут и недобросовестные проектировщики, и недобросовестные подрядчики, и многое другое.

   - Каковы основные характеристики расходов бюджета района на 2015-й год?

   - Расходы составят 838,5 млн. руб.  На реализацию действующих муниципальных программ запланировано 795 млн. и 43 млн. – на непрограммные мероприятия. Основная часть средств  - 426 млн. руб. – традиционно планируется на выполнение мероприятий муниципальной программы «Развитие образования и молодежная политика…» Кроме содержания и текущих ремонтов учреждений образования, заработной платы, 6,7 млн. руб. будут направлены на организацию питания детей из расчета 35 руб. на ребенка. При этом дети из малообеспеченных, многодетных семей, дети-инвалиды, а также находящиеся под опекой, будут обеспечены питанием бесплатно, остальные – с  участием семей.

   Подпрограмма «Молодежь» предусматривает финансирование МЦ «Бригантина», трудоустройство и занятость молодежи, организацию мероприятий и поддержку молодежных общественных организаций, всего на сумму 7,5 млн. руб. Создание условий для развития молодежного патриотического движения и мероприятия, посвященные 70-летию Победы, потребуют 560 тыс. руб.

    Социальная поддержка населения относится к региональным полномочиям и финансируется субвенциями областного бюджета, это 173,4 млн. руб. Отдельно продолжится работа в рамках муниципальной программы «Доступная среда…» Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности обойдется нам в 1,5 млн. руб., «Защита населения от чрезвычайных ситуаций, организация территориальной и гражданской обороны, обеспечение безопасности людей на водных объектах»  - 6,6 млн. руб.

   В рамках муниципальной программы «Развитие культуры и туризма…»  и её подпрограмм планируем продолжить ремонт сельских учреждений культуры:  Середского и Тороповского ДК, Телицынского клуба, развивать туризм, содержать учреждения культуры. На все эти цели в бюджете предусмотрено 57,1 млн. руб., на мероприятия  спорта – 800 тыс. руб.

   Будем финансировать развитие коммунальных услуг, на эти цели в бюджет заложено 24,9 млн. руб. Нам удалось нынче обосновать и доказать необходимость  строительства газопровода Данилов – Рощино – Покров. И уже послали подтверждение, что деньги на софинансирование в бюджете района имеются.  Заложены деньги для перевода на природный газ котельной Скоковского ДК,  на проект модернизации котельной Покровской школы, на продолжение строительства сетей напорной и самотечной канализации в п. Горушка. 2,8 млн. руб. потребует программа «Обращение с твердыми бытовыми отходами…» 48 млн. руб. будет освоено на ремонте дорог.

   Несколько меньшие суммы запланированы по другим программам, но мы по-прежнему закладываем в бюджет поддержку здравоохранения,  малого и среднего бизнеса,  другие направления.

    Условия реализации программ также постоянно меняются. На 2015-й год, например, область взяла реализацию некоторых программ на себя, - например, «Обеспечение доступности дошкольного образования в Ярославской области» на 2011-2015 годы. Возможно, нам было бы легче вести строительство самим, но таково решение области. Хотя садики у нас все равно строиться будут, просто средства - 64,7 млн. руб. на строительство детсада на 240 мест в Данилове - проходят по бюджету области, объект уже расторгован.

   - Зинаида Александровна, бюджет на 2015-й год у нас сверстан с профицитом, то есть  с превышение м доходов над расходами.  Что бы это значило? Говорят: ого, нам уже деньги девать некуда!

   - На самом деле это не так. Профицит – 8 млн. руб.,  запланирован для погашения в 2015-м году привлеченного нынче бюджетного кредита на ремонт здания школы искусств. Пришлось немного сократить расходы, а после анализа доходной базы сочли возможным запланировать и увеличение собственных доходов.  Хочется отметить, что ранее принимаемые дефициты бюджета района основывались на оценке ожидаемого исполнения бюджета текущего года. Если была уверенность в определенном переходящем остатке средств, - закладывали соответствующую  сумму дефицита. Время, когда дефицит принимался на авось, прошло, жить надо на реальные средства.  К тому же мы приняли во внимание требование Президента РФ о формировании бездефицитных бюджетов.

   - На чем будем экономить? Как работает финансовое управление с главными распорядителями бюджета, какие требования к ним предъявляет?

   - Требование одно: к бюджету района надо относиться так, как мы относимся к семейному, нельзя постоянно жить в долг. Подход к тратам денег должен быть более прагматичным. Мы же знаем, что даже при равных возможностях бюджетов у одного хозяина в подведомственном учреждении полный порядок, все ухожено, отремонтировано, а у другого дорогая техника в кабинете, а крыша течет.  То есть на прихоти деньги находятся, скупимся только на затраты полезные и необходимые. Вот на это надо обращать внимание. Не спорю, поощрять  работников, премировать, укреплять их материальное благополучие – это тоже важно, но разумный баланс интересов должен быть. Место работы надо поддерживать в нормальном состоянии.

   Поменялось отношение к расходованию бюджетных средств у руководства управления образования.  Никаких дополнительных денег  не просят, просто разумно подходят к освоению тех, которые выделены, этого же требуют от директоров школ. А директор школы прежде всего хозяйственник, потом уж - учитель. У меня есть уверенность, что средства, запланированные управлению образования на укрепление материально-технической базы, в новом году будут потрачены с пользой.

   Идет процедура закрытия Центра реабилитации. Это экономия почти шести миллионов рублей в год, их можно потратить более эффективно. Хотелось бы найти понимание у даниловцев. Большой штат работников, низкая посещаемость, по не зависящим от работников причинам, но всё же недостаточная эффективность – это требует выхода. Мы сделали все возможное, чтобы сохранить учреждение. Однако ни другие районы, дети из которых проходят у нас реабилитацию, ни область не хотят взять на себя расходы по его содержанию. После одной из проверок мы написали письмо с просьбой перевести Центр на нормативное бюджетное финансирование из областного бюджета, но получили ответ: перечень образовательных учреждений не содержит учреждений данного типа. Пришлось долгие годы содержать его за счет урезания других статей бюджета и смет учреждений. Закрыть пытались, но не получали поддержки. Мы надеемся, что все вопросы по ликвидации учреждения будут решены не слишком болезненно.

   Учреждения культуры большими средствами не балуем, но те, что выделяются, используются эффективно. Сегодня большинство сельских ДК и  клубов приведены в порядок. Все сразу не отремонтируешь, но что можно сделать – всё делается.  Радует ремонт районного Дома культуры, туда стало приятно зайти. Преобразился Дмитриевский Дом культуры. Деньги направляются туда, где есть уверенность в отдаче от этих вложений. Сегодня такая уверенность в отношении учреждений культуры есть.

   - Говорят, не бываетнерешаемых задач, а бывает нереальный бюджет. 

   - Бюджет 2015 года реален, он более мягкий, по сравнению с нынешним. Заложенные в него задачи решить возможно, и они будут решены. Просто деньгами надо управлять, распоряжаться с  толком. А мы будем контролировать, проверять. Сейчас изменили методику проверок, они ведутся  не по отраслям, а по отдельным учреждениям, это более эффективно. Наши специалисты изучают всю нормативную базу учреждения и на её основе строят проверку. Нарушения, если они выявляются, устраняются.

Беседу вела Татьяна БЕЛОВА,

председатель постоянной комиссии Земского собрания по бюджету, налогам, финансам и экономической политике.