Администрация Даниловского муниципального района

DJ-MegaMenu - модуль joomla Joomla

Вы сейчас здесь:

teldovУВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ!

Расскажите ребенку о том, что для них открылась служба - ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ, куда они могут обратиться за советом и получить квалифицированную психологическую помощь. Занесите номер 8-800-2000-122 в мобильный телефон ребенка.

Звонки со всех мобильных и стационарных телефонов БЕСПЛАТНО

Старообрядчество – часть нашей культуры и традиций

Выставка «Верность традиций. Старообрядцы, их прошлое и настоящее» открылась 20 февраля в историко-краеведческом музее им. П. К. Шарапова Центра сохранения и развития культуры.
Директор Центра Инна Новикова провела краткий курс по истории старообрядчества.
Понятие старообрядчества появляется после раскола Русской православной церкви в середине XVII века. В последние годы, когда многие люди занимаются родословными своих семей, интерес к старообрядчеству возрос. Музейная выставка о старообрядцах - это совместный труд. Большую помощь в её создании оказала Ярославско-Костромская епархия Русской Православной старообрядческой Церкви, истинная носительница старообрядческой веры. На выставку предоставил музейные предметы и историко-культурный комплекс «Вятское». Село Вятское входило в состав Даниловского уезда до 1923 года.
Даниловский уезд в старообрядчестве сыграл особую роль. Длительное время даниловские земли входили в состав Костромской провинции. А наибольшее количество старообрядцев Даниловского уезда Ярославской губернии, по данным "Епархиальных ведомостей за 1885 год, проживало в Вятской, Бухаловской, Середской волостях.
В том же 1923 году была образована Никольско-Троицкая волость из частей бывшей Никольско-Троицкой, Рыжиковской, Сандыревской, Шаготской волостей Тутаевского уезда (бывшего Романово-Борисоглебского уезда) и отнесена к Даниловскому уезду. А села Шаготской волости были оплотом беспоповства – радикального направления в старообрядчестве. Поэтому к созданию выставки подключились музей «Дом романовского купца» из города г. Тутаева, а также Новгородская старообрядческая поморская община.
Общая цель всех участников выставочного проекта – создать благодатную почву для дальнейших исследований в области краеведения, приоткрыть страницу нашего прошлого и познакомить посетителей с жизнью наших предков.
Выставку открыли заместитель главы администрации района Олег Ефимов и глава города Алексей Амосов. С короткой, но емкой напутственной речью выступил Преосвященный епископ Викентий Ярославско-Костромской епархии Русской Православной старообрядческой Церкви.
К посетителям выставки обратились настоятель Успенского храма с. Елохино, иконом Ярославско-Костромская епархии Русской Православной старообрядческой Церкви Отец Михаил, заместитель председателя российского совета древлеправославной поморской церкви, председатель новгородской старообрядческой поморской церкви Алексей Безгодов, заместитель генерального директора по научной работе музейного комплекса «Вятское» Нина Мальцева, основатель музея «Дом романовского купца» г. Тутаева, автор проекта «Романов старообрядческий» Лев Белов. Лейтмотивом звучала мысль о том, что Россия возрождается, в культуре, вере и других важных направлениях развития происходят события, которые еще вчера казались невозможными.
Благочинный Даниловского благочиния отец Михаил (Гончарук) сказал мудрые слова: «Со старообрядцами у нас больше общего, чем того, что разъединяет».
…Вблизи села Даниловского издавна существовала Колясникова пустошь. Именно здесь начал свою деятельность один из первых раскольников - монах Капитон. Родом он был из крестьян села Даниловского Костромского уезда. Поселился в Колясниковой пустыне еще в царствование Михаила Федоровича в 1630-е годы. В 1634 году получает от царя Михаила Федоровича грамоту с разрешением основать Троицкую обитель в Костромском уезде.
Капитон открывает две пустыни: одну – женскую, около деревни Морозово, и рядом с ней мужскую. Постепенно там стали селиться и другие иноки, воспринявшие его уверенность в том, что мирская жизнь ведет только к греху и вечной гибели, и что необходимо отдалиться от Церкви, представители которой ведут себя неподобающим образом. В 1639 году Патриарх Иосаф приказал закрыть Колесникову обитель, а Капитона отправить «на исправление» в Ярославский монастырь Христа Спасителя. Но тот успел скрыться и в конце концов перебрался в Вязниковские леса.
После церковной реформы патриарха Никона (1653 г.) Капитон остался в старообрядчестве. Он призывал поклоняться только старым иконам и креститься двумя перстами. Старец Капитон был великим постником. Известно, что на Пасху вместо пасхального яйца он предлагал красную луковицу, которую вкушал вместе со своими учениками. Его одеяние сильно отличалось от одеяний других иноков. Капитон имел короткий до пояса плащ (затон), который был опоясан цепью с двумя каменными плитами (на груди и на спине). Скончался старец в 1660-х годах. Место его погребения и по сей день остается неизвестным.
В 2008 году накануне 375-летия Троице-Колясниковой пустоши, близ бывшей д. Морозово установлен поклонный крест. В 2012 году работники музея и краеведы обследовали Воскресенский погост, руины храма Воскресенское на Касти, где были найдены могильные плиты XVII века, надписи сделаны древнерусской вязью. В городе Данилове, за железнодорожной линией, в районе крановых мастерских, находилось старообрядческое кладбище. При строительстве бараков кладбище было нарушено, сохранились свидетельства старожилов: «…строили барак на месте кладбище, из земли вынимали колоды».
На колокольне села Старо-Андреевского Романово-Борисоглебского уезда (ныне Шаготь Даниловского района) еще в XIX веке имелся колокол, отлитый в память самосожжения 1920 человек «обоего пола и всякого возраста». На колоколе - надпись славянской вязью: «лета 7191 (1683) марта 9-й день приложили сей колокол к церкви св. Косьмы и Димиана, вотчины Ивана Ивановича меньшого Голицина, села Андреевского крестьяне всем миром по своих родителях. А весу в нем 15 пудов, 6 гривен».
Старообрядцы оставили нам значительное наследие. Благодаря старообрядцам мы можем изучать культуру русского народа и уйти в глубину веков, потому что до сих пор сохранились коллекции древнерусских книг и икон, подлинные национальные обычаи и обряды русского народа.
Посетители выставки имели уникальную возможность прикоснуться к культуре крюкового или знаменового пения. А потом – общее фото перед картиной Владимира Середы «Старец Капитон».

IMG_3501.JPG IMG_3507.JPG IMG_3511.JPG IMG_3517.JPG IMG_3518.JPG IMG_3519.JPG IMG_3524.JPG IMG_3525.JPG IMG_3527.JPG IMG_3534.JPG IMG_3536.JPG IMG_3538.JPG IMG_3540.JPG IMG_3542.JPG IMG_3545.JPG IMG_3548.JPG IMG_3551.JPG IMG_3562.JPG IMG_3602.JPG