1. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Утвержден новый порядок рекультивации и консервации детей
С 1 сентября 2025 года вступает в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2025 № 781 «О порядке проведения рекультивации и консервации земель».
Система ответственности за проведение работ теперь четко регламентирована. В первую очередь ответственность несут лица, деятельность которых привела к деградации земель, далее следуют собственники земельных участков, арендаторы, землепользователи, землевладельцы и органы государственной власти в отношении муниципальных земель.
Рекультивация земель сельскохозяйственного назначения федеральной собственности предусматривает обязательное согласование проекта
с Минсельхозом России и Россельхознадзором.
Утвержденный проект направляется в Россельхознадзор в течение
10 рабочих дней, уведомление о завершении работ - за 5 рабочих дней
до окончания работ, а приемка работ производится специальной комиссией.
Порядок проведения работ предусматривает последовательное выполнение следующих этапов: разработка проекта рекультивации, осуществление технических мероприятий, выполнение биологических работ, соблюдение установленных критериев качества и документальное оформление всех этапов работ.
Система контроля включает мониторинг соблюдения установленных сроков, проверку качества выполняемых работ, соответствие проектной документации и своевременное информирование контролирующих органов.
Критерии оценки качества охватывают показатели восстановления плодородия почв, экологические стандарты, биологические показатели
и требования к различным типам земель.
Дополнительные требования предусматривают обязательное страхование рисков, квалификационные требования к исполнителям, систему мониторинга и установление штрафных санкций за нарушение требований
Важно отметить, что проекты рекультивации и консервации, начатые
до вступления в силу новых правил, завершаются в соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800.
2. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет:
С 1 сентября 2025 года устанавливаются новые Правила создания
и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов
и (или) сбросов загрязняющих веществ
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2025
№ 779 утверждены Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, устанавливающие порядок создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к объектам I категории.
Создание системы автоматического контроля направлено на оснащение стационарных источников выбросов и (или) сбросов автоматическими средствами измерения и учета показателей, техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях и передача такой информации в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Введение в эксплуатацию такой системы повысит уровень оперативного регулирования технологических процессов производств в целях сокращения выбросов, сбросов.
Правилами установлены требования ко всем этапам создания системы автоматического контроля от определения стационарных источников
и показателей выбросов, подлежащих контролю и их предпроектного обследования до ввода системы в эксплуатацию.
Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ вступают в силу 01.09.2025 и действуют до 01.09.2031.
3. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Обновлены правила добычи редких биоресурсов
С 1 сентября 2025 года вступают в силу обновлённые правила добычи редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов. С этой же даты отменяется Постановление Правительства РФ
от 24.12.2008 № 1017 «О добыче (вылове) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биологических ресурсов».
Согласно новым Правилам, вылов таких видов допускается
в исключительных случаях в целях мониторинга, сохранения запасов, искусственного воспроизводства или акклиматизации, а также для нужд коренных малочисленных народов.
Важными являются следующие положения новых Правил:
- для видов водных биоресурсов, занесённых в Красную книгу России, разрешения на добычу выдаёт Росприроднадзор.
- для видов, включённых в Красные книги субъектов Федерации, разрешения на промысел оформляют территориальные органы Росрыболовства.
Сроки и способы добычи водных биоресурсов не должны наносить ущерба естественным популяциям и среде их обитания, а орудия добычи должны обеспечивать избирательность действия.
4. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет:
С 13 апреля 2025 года изменились правила получения квот на вылов рыбы
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2025
№ 437 с 13 апреля 2025 года в России изменились правила получения квот
на вылов рыбы. Теперь компании, которые хотят получить квоты
на инвестиционные цели, должны учитывать не только свои показатели,
но и результаты всей группы связанных между собой предприятий.
Также ввели новые правила штрафов: если компания нарушит условия производства рыбной продукции, размер штрафа будет зависеть от того, сколько продукции она выпустила. Чем больше произвели, тем больше придется заплатить в случае нарушения.
Эти изменения направлены на то, чтобы компании более ответственно подходили к использованию квот и соблюдали все условия их получения
и использования. При этом государство сможет лучше контролировать,
как именно используются квоты и соблюдаются ли все требования
по производству рыбной продукции.
5. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Правительство Российской Федерации утвердило параметры проведения эксперимента по онлайн-продаже билетов на субсидированные авиаперевозки
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2024
№ 1776 «О проведении эксперимента по автоматизации процесса управления льготными и субсидированными пассажирскими перевозками на воздушном транспорте» с 01.01.2025 введен в действие эксперимент, который упростит покупку субсидированных авиабилетов для некоторых категорий граждан.
Участниками эксперимента станут льготники – молодые люди
в возрасте до 23 лет, пенсионеры, инвалиды и многодетные семьи, которые сейчас вынуждены обращаться в кассы, чтобы приобрести авиабилет
по специальному тарифу. Также речь идет о жителях регионов Дальневосточного федерального округа и Калининградской области.
В рамках эксперимента будут апробированы механизмы и технологии электронного подтверждения прав пассажира на билет по специальному тарифу. Для этого планируется обеспечить взаимодействие информационной системы «Портал субсидируемых перевозок» и автоматизированной информационной системы управления льготными и субсидированными перевозками с цифровыми платформами органов власти и Фонда пенсионного и социального страхования. В результате планируется создать специальный цифровой сервис, обеспечивающий проверку права пассажиров на льготные билеты в режиме реального времени.
Успешное проведение эксперимента позволит упростить процедуру покупки билетов для льготников, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья, и снизит время на проверку отчетности авиаперевозчиков, которая необходима для выделения им субсидий.
6. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет:
С 1 января 2026 года вступают в силу изменения, связанные
с восстановлением сроков и подачей апелляционных жалоб
Федеральным законом от 01.04.2025 № 49-ФЗ внесены изменения
в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс), согласно которым судьи будут рассматривать заявления
о восстановлении процессуальных сроков без проведения заседаний.
Участники, пропустившие срок обжалования, смогут подать заявление
о его восстановлении вместе с жалобой сразу в апелляционный суд. Судья рассмотрит это заявление без проведения заседания и уведомления сторон.
Указанная процедура займет до 5 рабочих дней с даты поступления документа. Суд по своей инициативе или по мотивированному письменному ходатайству участников сможет назначить заседание с уведомлением
о его времени и месте.
Сейчас заявление рассматривают на заседании, если Кодекс
не предусматривает иного, неявка участников дела этому не мешает.
Копии определения о восстановлении срока или об отказе будут направляться участникам не позже следующего рабочего дня после
их вынесения.
Определение о восстановлении срока обжалованию не подлежит. Суд оценит доводы и возражения при рассмотрении апелляционной жалобы
по существу.
Определение об отказе можно обжаловать в Кассационном суде общей юрисдикции в течение месяца после его вынесения.
Изменения вступят в силу с 1 января 2026 года.
7. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет:
С 07 июня 2025 года вступили в силу положения Федерального закона
от 07.06.2025 № 148-ФЗ о внесении изменений в статью 14.67 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение требований к производству или обороту табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и (или) сырья
для их производства»
С 07 июня 2025 года вступили в силу положения Федерального закона от 07.06.2025 № 148-ФЗ о внесении изменений в статью 14.67 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение требований к производству или обороту табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и (или) сырья для
их производства».
Согласно закону статья 14.67 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) дополнена частью 5, в соответствии с положениями которой введена ответственность
за несоблюдение запретов в области производства или оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и (или) сырья для их производства, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства,
за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 4 этой же статьи, статьей 14.53, частями 3, 4 статьи 15.12, статьей 15.12.1 КоАП РФ,
если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Среди прочего наказание предусмотрено за деяния, связанные
с перевозкой табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и (или) сырья для их производства любыми видами транспорта.
За совершение указанных действий предусмотрено наказание в виде административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией изделий, продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов или иных предметов, использованных для производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и (или) сырья для их производства; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изделий, продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов или иных предметов, использованных для производства
и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и (или) сырья для их производства.
Ранее в КоАП РФ отсутствовала административная ответственность
за нарушение нелицензионных требований, с внесением данных изменений пробел в законодательстве устранен, тем самым ужесточен контроль
за соблюдением установленных требований при организации производства
и оборота табачных изделий, табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья на территории Российской Федерации.
8. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет:
С 01 сентября 2025 года вступают в силу положения Федерального закона от 07.06.2025 № 144-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации
С 01 сентября 2025 года вступают в силу положения Федерального закона от 07.06.2025 № 144-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
Согласно закону, статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации (установление заработной платы) дополнена новыми положениями, предусматривающими обязанности работодателя определять виды премий
и их размеры, сроки, основания и условия выплаты премий работникам, в том числе с учетом качества, эффективности и продолжительности работы, наличия или отсутствия у работника дисциплинарного взыскания и других показателей.
При этом в положении о премировании работодатель вправе предусмотреть условие о том, что снижение размера премии работнику в связи с применением к нему дисциплинарного взыскания осуществляется
в отношении только тех премий, которые начисляются за период, в котором
к работнику такое взыскание применено, а размер снижения премии не может приводить к уменьшению размера месячной заработной платы работника более чем на 20 процентов.
Цель внесения указанных изменений в трудовое законодательство заключается в ограничении работодателя принимать произвольные решения, ущемляющие права работника.
9. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет:
С 01 сентября 2025 года вступает в силу приказ Минтранса России
от 31.10.2024 № 386, которым обновлен Порядок взимания платы
за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, рассчитанной на основе тарифов и сборов
С 01 сентября 2025 года вступает в силу приказ Минтранса России
от 31.10.2024 № 386, которым обновлен Порядок взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, рассчитанной на основе тарифов и сборов.
Новый приказ Минтранса России помимо прочего регулирует вопросы формирования стоимости воздушной перевозки пассажиров и багажа, установления тарифов и сборов, расчета денежной суммы, подлежащей возврату в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира или изменения договора воздушной перевозки пассажира. Указанный нормативный правовой акт призван дополнительно регламентировать деятельность организаций, оказывающих услуги воздушных перевозок, и связанных с ними компаний.
ВАЖНО!
Изменения коснулись возможности пассажиров использовать обратный билет при добровольном отказе от полета.
К примеру, если в соответствии с действующими положениями приказа Минтранса России от 25.09.2008 № 155, регулирующего аналогичные правоотношения, перевозчик вправе аннулировать билет в обратную сторону при неявке пассажира к месту вылета, то с 01.09.2025 пассажир сможет воспользоваться обратным билетом независимо от явки на первоначальный рейс в случае соблюдения условий, предусмотренных пунктом 60 приказа Минтранса России от 31.10.2024 № 386.
➢ Изменения условий договора воздушной перевозки вызваны опозданием пассажира на регистрацию пассажиров
и оформление багажа в аэропорту либо в связи с опозданием пассажира
на посадку в воздушное судно в аэропорту.
➢ Пассажир уведомил перевозчика в аэропорту о намерении продолжить перевозку на следующих участках маршрута перевозки
не позднее чем через два часа после вылета рейса, на который пассажир опоздал, и до окончания регистрации пассажиров на следующий рейс по маршруту перевозки.
➢ Время от вылета рейса, на который пассажир опоздал, до вылета рейса на следующем участке маршрута перевозки составляет не менее чем 24 часа, и условия перевозки на следующих участках маршрута перевозки
не изменяются.
Следует учесть, что в таком случае уплаченная за воздушную перевозку плата за перевозку не возвращается и последующие изменения в условия перевозки не вносятся.
При этом, дополнительная плата за перевозку на последующих участках маршрута перевозки с пассажира не взимается.
Однако с пассажира взимается плата за операции по изменению условий договора.
Приведенные выше условия не применяются к случаям вынужденного изменения условий договора воздушной перевозки пассажира (отмена или задержка рейса, указанного в билете; изменение перевозчиком маршрута перевозки; выполнение рейса не по расписанию; болезнь пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним
на воздушном судне, подтвержденная медицинскими документами, смерть члена его семьи или близкого родственника, подтвержденная документально при наличии уведомления об этом перевозчика
в установленный Федеральными авиационными правилами срок и другие).
Подробный перечень случаев вынужденных отказов пассажира
от перевозки содержится в пункте 2 статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации и пункте 227 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов
и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82.
10. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет
порядок установления санитарно-защитных зон
Для объектов и производств, являющихся источниками воздействия
на среду обитания и здоровье человека, требуется устанавливать санитарно-защитную зону (далее – СЗЗ).
Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений
в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 342-ФЗ) ввел нормы права относительно СЗЗ.
В настоящее время действует переходный период для случаев, связанных с установлением СЗЗ, а именно:
- до 01.01.2028 СЗЗ считается установленной в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 01.01.2026
(п. 8 ст. 26 Закона № 342-ФЗ);
- ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают свое существование с 01.01.2026 (п. 13 ст. 26 Закона № 342-ФЗ); собственники зданий, сооружений в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ до 01.10.2024 обязаны обратиться в Роспотребнадзор с заявлением об установлении СЗЗ
или о прекращении существования ориентировочных и расчетных СЗЗ.
В случае если, решение об установлении СЗЗ не получено, но есть положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект СЗЗ, границы описаны, то обладатели расчетных (предварительных) СЗЗ, должны определиться:
- либо установить СЗЗ, то есть получить решение об установлении СЗЗ;
- оформить ликвидацию СЗЗ, если за контуром объекта превышений
не обнаружено.
Таким образом, СЗЗ считается установленной, если получено решение
о её установлении и границы СЗЗ внесены в ЕГРН (ст. 26 Закона № 342-ФЗ).